Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Виртуальный театр, или о поиске новой формы театра в режиме онлайн

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-21-34

Аннотация

О поиске новой формы театра говорят давно, но кроме онлайн-трансляции спектакля или выступления актера в режиме видеоконференции с чтением художественного текста никаких идей не предлагается. И тут поиску именно новой формы может поспособствовать педагогика. Театр всегда использовался в педагогике как метод, и перенести его в формат виртуальности помогут закономерности организации дистанционного обучения. Возникает вопрос – как именно это сделать, чтобы не только для очных учащихся был доступен театр в школе (колледже, вузе), но и для дистанционных? А также в целом для тех категорий граждан, кто не может посещать театр, но хотел бы присутствовать на спектаклях или заняться театральным искусством дистанционно? Целью данного исследования и послужило желание реализовать на практике теоретическое предположение о переносе театрального действия в виртуальность. Если просто включить онлайн-трансляцию спектакля или показывать его в записи, то театр автоматически превращается в кино, причем не в очень качественное, поскольку камера не успевает за всеми передвижениями актёров, а микрофон захватывает ненужные звуки из зала. Есть способ организовать новый формат театра – через управление аватарами и озвучку героев в 3D-пространстве. Если понимать возможности виртуальной среды в части передачи эмоций, переживаний, сюжетов, то логично предположить, что виртуальный театр – это формат ролевой игры, один из методов педагогики. Попадая в новую среду (в данном случае – в виртуальную), человек меняет своё поведение, начинает иначе себя ощущать и реагировать. На сегодня уже есть несколько исследований по обучению детей и взрослых в виртуальной реальности. В данной статье описан опыт организации виртуального театра со всеми присущими ему атрибутами: подбор сценария, подготовка актеров, создание декораций, костюмов, проведение репетиций, подготовка афиш, приглашение зрителей и проведение спектакля в режиме онлайн. Виртуальный спектакль был проведен в 3D-мире «Виртуальная Академия». В качестве актеров выступили учащиеся 5–7 классов, в качестве организаторов – преподаватели школы, колледжа и вуза. В работу также были включены родители артистов, оперативно решающие технические проблемы с домашними компьютерами, что позволило подготовить спектакль в короткий срок (около 1,5 месяца). Все участники спектакля были заинтересованы процессом, работали очень ответственно, были довольны результатом и высказали пожелание продолжить такие постановки. Описание методики организации виртуального театра позволит в дальнейшем использовать этот метод для работы как со школьниками в условиях дистанционного обучения, так и со студентами театральных вузов для изучения специфики театрального искусства в виртуальности.

Об авторах

Н. В. Никуличева
Российский государственный социальный университет (РГСУ)
Россия

Наталия Викторовна Никуличева, к.п.н., эксперт,

Москва.



О. С. Глуховская
ГБОУ г. Москвы, Школа № 950
Россия

Глуховская Ольга Сергеевна, учитель начальных классов,

Москва.



В. А. Гагарин
Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Россия

Владимир Александрович Гагарин, преподаватель,

Люберцы.



Список литературы

1. Никуличева Н.В. Использование ролевых и деловых игр при дистанционном обучении // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (Москва, 27–28 ноября 2020 года) / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, Л.А. Александровой, В.В. Барцалкиной, Е.В. Гуровой, М.А. Одинцовой. М.: МГППУ, Издательский Дом «Бахрах-М», 2020. С. 113–119.

2. Полат Е.С. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

3. Полат Е.С. и др. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 434 с.

4. Виртуальный театр Ticketland.ru [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ticketland.ru/landing/virtual-theatre/ (Дата обращения: 08.02.2024).

5. Сайт Виртуального Художественного Театра [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://vht-official.ru/ (Дата обращения: 08.02.2024).

6. Спектакль «Смерть Тарелкина» Виртуального Художественного Театра [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rutube.ru/video/31843ef8b99026b7a18df8b536960797/ (Дата обращения: 08.02.2024).

7. Спектакль «Серебряное копытце» Виртуального Художественного Театра [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rutube.ru/video/bda35ba2df7724102218bff68969ee13/ (Дата обращения: 08.02.2024).

8. Композиция Виртуального Художественного Театра по мотивам стихов И.А. Бродского [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rutube.ru/video/1585ff94d0f92f99fc44a4cf34092115/ (Дата обращения: 08.02.2024).

9. Корсак М.В., Цынцарь А.Л. Виртуализация образовательного пространства как социокультурный феномен [Электрон. ресурс] // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualizatsiya-obrazovatelnogo-prostranstvakak-sotsiokulturnyy-fenomen (Дата обращения: 08.02.2024).

10. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 96 с.

11. Карта L&D-трендов: 45 трендов сферы с учетом горизонтов планирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://sberuniversity.ru/edutech-club/pulse/trendy/40239/ (Дата обращения: 08.02.2024).

12. Никитина Т.Г. Восприятие пространства в традиционном и виртуальном классе. Открытое образование. 2023. № 27(5). С. 13–22.

13. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение: от внедрения до реализации. М.: КНОРУС, 2024. 244 с.

14. Демидова А.C. Вторая реальность. М.: Издательство АСТ, 2020. 320 с.

15. Morozov М.N., Nuraliev F.M, Hamidov V.S, Giyosov U.E. Placing a custom 3d object in the virtual world environment // Journal of Advances in Engineering Technology. 2020. № 2(2). DOI: 10.24412/2181-1431-2020-2-3-8.

16. Morozov M., Gerasimov A., Fominykh M. Academia-Educational Virtual World with 3D recording. In 2012 International Conference on Cyberworlds. 2012. С. 199–206.

17. Murat Çoban. Using virtual reality learning environments to motivate and socialize undergraduates in distance learning [Электрон. ресурс] // Participatory Educational Research (PER). 2022. № 9 (2). С. 199–218. Режим доступа: https://dergipark.org.tr/en/download/articlefile/1692375 (Дата обращения: 08.02.2024). DOI: 10.17275/per.22.36.9.2.

18. Демидова А.C. Всему на этом свете бывает конец. М.: Издательство АСТ, 2020. 256 с.

19. Виртуальный спектакль в 3D-мире «Влюблённая коза» с аватарами, управляемыми артистами. (Дата обращения: 08.02.2024).

20. Teslasuit: костюм будущего [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://34mag.net/ru/post/teslasuit-rus (Дата обращения: 08.02.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Никуличева Н.В., Глуховская О.С., Гагарин В.А. Виртуальный театр, или о поиске новой формы театра в режиме онлайн. Открытое образование. 2024;28(1):21-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-21-34

For citation:


Nikulicheva N.V., Glukhovskaya O.S., Gagarin V.A. Virtual Theater, or about Searching for A New Form of Theater Online. Open Education. 2024;28(1):21-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-21-34

Просмотров: 785


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)