Проведение входного контроля знаний студентов по «Информатике» с использованием специализированной компьютерной системы
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-14-20
Аннотация
В настоящее время одним из перспективных направлений в области контроля знаний является создание и применение систем компьютерного тестирования. Среди преимуществ компьютерного тестирования можно отметить следующие: результат (оценка) известен сразу, фиксируется автоматически и сохраняется на длительное время; автоматически формируется база данных об успеваемости; процесс тестирования проводится одновременно для всей группы испытуемых, при этом каждый тестируемый выбирает свой темп работы с тестом; преподаватель может ввести временные ограничения; количество различных вариантов теста ограничено лишь размером банка заданий в тестовой форме; отсутствует необходимость в бумажных носителях. Компьютерные системы тестирования стали удобным инструментов для преподавателя, обеспечивая достаточно высокое качество проверки знаний. Исключаются ошибки при обработке результатов, выставляемая оценка – объективна, время, затраченное на проверку знаний студентов, сведено до минимума, по сравнению с традиционными методами контроля. При компьютерном тестировании обучающийся, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным. Однако многие системы генерируют варианты проверочных тестов случайным образом. Мы предлагаем формировать набор вопросов (заданий в тестовой форме), позволяющий проверить все элементы знаний рассматриваемой дисциплины. Подбор указанных заданий обычно выполняется эмпирически на основе знаний и опыта преподавателя. Вместе с тем для решения этой задачи могут быть использованы математические модели и методы дискретной оптимизации. Статья посвящена вопросам применения разработанной автором системы (программного комплекса) контроля знаний студентов в начале изучения курса «Информатика». В системе использованы предложенные ранее автором модели целочисленного линейного программирования и алгоритмы дискретной оптимизации для решения задач формирования оптимальных тестов. Приведены результаты апробации системы, показавшие продуктивность её использования в учебном процессе, в том числе на этапе входного контроля. В дальнейшем предполагается развитие полученных математических моделей, их применение к другим разделам указанного курса и продолжение вычислительного эксперимента. Планируется внедрение разработанного программного обеспечения на гуманитарных факультетах Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Об авторе
Л. В. ЛаринаРоссия
старший преподаватель кафедры методики преподавания математики Института математики и информационных технологий
Список литературы
1. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие. – М.: Университетская книга: Логос, 2005. – 368 с.
2. Компьютерное тестирование в образовании (Каталог тестовых оболочек, программ разработки тестов и проведения тестирования) [Электронный ресурс] – URL: http:// slmini.narod.ru/prgtest.html (дата обращения 20.12.2016).
3. Научно-технический вестник СПб ГИТ- МО (ТУ). Выпуск 1. Новые образовательные технологии / Гл. ред. В.Н. Васильев. СПб: СПб ГИТМО(ТУ), 2001. 177 с.
4. Погуда А.А. Модели и алгоритмы контроля знаний по гуманитарным дисциплинам: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. ТУСУР, Томск, 2016. [Электронный ресурс] – URL: http://old.tusur. ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/science/education/ dissertations/2016-002-01.pdf (дата обращения 20.12.2016)
5. Мицель А.А., Погуда А.А. Модели и алгоритмы для компьютерного контроля знаний // Открытое образование. 2010. Вып. 6. С. 44–49.
6. Ризун Н.О., Тараненко Ю.К. Методика разработки автоматизированной системы управления качеством тестового контроля знаний // Вестник НТУ “ХПИ”. Вып. 31, – Харьков. 2010. С. 145–152.
7. Заозерская Л.А., Планкова В.А. Применение моделей дискретной оптимизации для раз- работки автоматизированной системы контроля знаний // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 47–52.
8. Колоколов А.А., Заозерская Л.А., Планкова В.А. Об одной автоматизированной системе тестирования знаний студентов по экономико- математическим методам // Сборник тезисов IV Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learniig. Москва, 2010. С. 130–133.
9. Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования. Культура проектирования тестового задания: монография. М: МГУП, 2006. 300 с.
10. Ларина Л.В. Компьютерные системы тестирования знаний студентов на различных этапах оценки успеваемости // Омский научный вестник. 2013. № 1 (117). С. 43–46.
11. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. – СПБ.:БХВ – Петербург, 2003. – 336 с.
12. Трайнев В.А., Гуркин В., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие - Москва, 2006. – 196 с.
13. Аванесов В.С. Формы тестовых заданий. Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд. Перераб. и расширен. – М.: Центр тестирования, 2005. – 156 с.
14. Ларина Л.В. Разработка заданий для компьютерного тестирования студентов //Вестник сибирского отделения академии военных наук № 4. Омск. 2011. С. 85–89.
15. Колоколов А.А., Ларина Л.В. Разработка и применение моделей дискретной оптимизации при формировании тестов по информатике // Вестник Омского университета. 2011. № 2. С. 173–175.
16. Колоколов А.А., Ларина Л.В. Формирование проверочных тестов по информатике с использованием дискретной оптимизации // Материалы XIX Междунар. конф. «Применение новых технологий в образовании». Троицк: МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2008. С. 326–327.
17. Еремеев А.В., Заозерская Л.А., Колоколов А.А. Задачи о покрытии и их приложения // Материалы международного семинара «Вычислительные методы и решение оптимизационных задач». Новосибирск: ИВМ и МГ СО РАН, 2004. С. 70–76.
18. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: ЛОГОС, 2002. – 432 с.
19. B.S. Bloom (1956). Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1; Cognitive Domain. New York: David McKay Co. Inc.: pp. 7–8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.learnnc.org/lp/ pages/4719#noteref1(дата обращения 20.12.2016).
Рецензия
Для цитирования:
Ларина Л.В. Проведение входного контроля знаний студентов по «Информатике» с использованием специализированной компьютерной системы. Открытое образование. 2017;(2):14-20. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-14-20
For citation:
Larina L.V. Carrying out entrance control of “Informatics” students’ knowledge with use of specialized computer system. Open Education. 2017;(2):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-14-20