Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28

Полный текст:


Аннотация

Целью исследования является анализ возможностей интегрированной информационной среды обучения для организации междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе технического вуза. Проблема междисциплинарного взаимодействия является одной из ключевых при реализации компетентностного подхода к обучению в высшей школе, поскольку общекультурные и профессиональные компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, по своей сути являются интегративными и развиваются в процессе изучения различных дисциплин. Ещё одной актуальной задачей, которая может быть решена только на междисциплинарном уровне, является развитие профессионально значимых качеств личности будущих инженеров. Интегрированная информационная среда обучения, которая является объектом исследования, сформирована в Вологодском государственном университете и используется в процессе обучения бакалавров и магистров нескольких технических направлений, связанных с информационными технологиями. Основой среды является система дистанционного обучения MOODLE, дополненная программными компонентами собственной разработки, интегрированными с системой MOODLE за счёт общей базы данных, в которой накапливается вся информация о процессах обучения и развития студентов. Среди средств собственной разработки выделим междисциплинарный дистанционный практикум по программированию, технологиям баз данных и другим смежным дисциплинам с автоматической проверкой решений обучаемых и тренажёр для индивидуального продвижения по «компьютерному» английскому языку. В процессе исследования была разработана структурно-функциональная модель междисциплинарного взаимодействия в интегрированной информационной среде обучения, в которой представлены доступные формы взаимодействия субъектов процесса обучения на междисциплинарном уровне и средства осуществления взаимодействия. К настоящему времени все структурные и функциональные компоненты разработанной авторами модели внедрены в учебный процесс и доказали свою жизнеспособность. В статье представлен опыт авторов по организации различных форм междисциплинарного взаимодействия, в соответствии с моделью, на примере развития у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в тесной связи с обучением профильным дисциплинам. Результаты педагогического эксперимента подтвердили повышение уровня владения английским языком у студентов при использовании междисциплинарных форм обучения. В целом результаты исследования показывают, что возможности современных информационных технологий позволяют преодолеть узко дисциплинарный подход к процессу обучения в техническом вузе и поднять междисциплинарное взаимодействие на новый уровень. Безусловно, междисциплинарное взаимодействие – только один аспект перспективного использования интегрированной информационной среды обучения, её возможности гораздо шире, некоторые из них уже используются на практике, а многие ещё предстоит исследовать и воплотить в жизнь. Сама среда находится в постоянном развитии, в связи с этим открываются новые возможности, позволяющие повысить качество подготовки студентов в техническом вузе. 


Об авторах

С. Ю. Ржеуцкая
Вологодский государственный университет
Россия
доцент кафедры автоматики и вычислительной техники, кандидат технических наук


М. В. Харина
Вологодский государственный университет
Россия
ассистент кафедры иностранных языков для технических направлений


Список литературы

1. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Национальное образование; 2012: 416.

2. Зникина Л.С., Стрельников П.А. Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014; (2): 197–199.

3. Криворотова Т.А. Интеграция как фактор развития нового качества образования. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. Экономика. Право. Образование: региональный аспект. 2010: 233–238.

4. Попова Н.В. Принцип альтернативности при актуализации междисциплинарного синтеза в процессе выполнения лингвокомпьютерных заданий. Научно-технические ведомости. Гуманитарные и общественные науки. 2011; (2): 79–87.

5. Столбов В.Ю. Междисциплинарность как важный компонент современного инженерного образования. Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2015;(2): 12–20.

6. Тормасин С.И., Пучков Н.П. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций. Вопросы современной науки и практики. 2012; (1): 149–158.

7. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов. Вестник Московского 27 университета имени Витте С. Ю. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013; (1): 47–52.

8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение; 1988: 192.

9. Андрианов И.А., Менухова Н.О. Разработка и особенности использования дистанционного лабораторного практикума по программированию. Современное общество, образование и наука: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 2012: 10–12.

10. Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Интегрированная информационная среда обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых. Открытое образование. 2016; (1): 43–48.

11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. Теория и практика: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект/Фонд «Мир»; 2009: 192.

12. Хлопотов М.В., Шишкин А.Р. Система диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов специальности «Информационные технологии в образовании». Дистанционное и виртуальное обучение. 2010; (2): 59–69.

13. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ; 2003: 180.

14. Давыдова Е.Н., Сергушичева А.П. Модели обучаемого и преподавателя для мультиагентной обучающей системы. Открытое образование. 2015;(5): 25–31.

15. Харина М.В. Модели развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в интегрированной информационной обучающей среде. Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки. 2014; (4): 114–118.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Метаданные
2. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Метаданные

Для цитирования: Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза. Открытое образование. 2017;(2):21-28. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28

For citation: Rzheutskaya S.Y., Kharina M.V. Interdisciplinary cooperation in the integrated information learning environment of technical university. Open Education. 2017;(2):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-2-21-28

Просмотров: 5786

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)