Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-4-12
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации смешанного обучения с использованием сервисов Веб 2.0, ориентированных на предоставление образовательных услуг посредством сети Интернет. Процесс обучения проектируется путём реализации технологий обучения на основе активной деятельности обучающихся, включающей взаимное сотрудничество, совместное творчество и разработку личностно значимых ресурсов сети Интернет. При этом студенты взаимодействуют с преподавателем в активной форме как очно, так и дистанционно. Эффективность освоения курса студентами в процессе смешанного обучения зависит от соотношения используемых форм обучения (аудиторная работа, самостоятельная работа (индивидуальная, групповая), дистанционное взаимодействие) и характера представленной информации для аудиторной и самостоятельной работы. Проблема поиска оптимального сочетания форм, методов и средств обучения является одной из ключевых для обеспечения целостного учебного процесса.
Целью настоящей работы является рассмотрение методических аспектов организации смешанного обучения с использованием сервисов Веб 2.0 для повышения качества образовательных услуг и мотивации студентов к выполнению различных видов учебной деятельности.
В основной части статьи рассматриваются образовательные возможности наиболее популярных сервисов Веб 2.0, педагогические особенности и характер реализации учебных заданий в процессе смешанного обучения, выявляется специфика реализации совместной деятельности в интернет-пространстве, определяются подходы к организации сетевого взаимодействия преподавателя и студентов. Сервисы Веб 2.0 использовались для организации открытого доступа к информационным ресурсам курса и личного информационного пространства студентов, коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной работы студентов над учебным проектом, обеспечения оперативной и надёжной связи между студентами и преподавателем, прохождения тестов и опросов, позволяющих выявить промежуточный уровень знаний или определить отношение студентов к какой-либо проблеме. В качестве теоретической основы для организации и сопровождения смешанного обучения с использованием сервисов Веб 2.0 была использована пятиступенчатая модель модерации онлайн-обучения Дж. Сэлмона (доступ и мотивация, онлайн-социализация, информационный обмен, построение знаний, развитие). В статье приведён пример практической реализации модели Дж. Сэлмона с использованием сервисов Веб 2.0 (блоги, социальные фото- и видеосервисы, сервисы социальных закладок, службы социальных сетей и др.).
По завершении обучения был проведён опрос студентов (32 участника) с целью установления их отношения к использованию сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе. В результате проведённого исследования получено подтверждение результативности применения предлагаемых методических подходов к организации смешанного обучения. Анализ полученных результатов показал, что процесс сетевого взаимодействия определяется высоким уровнем заинтересованности студентов к данной деятельности, социальной включенностью в неё студентов, стремлением изложить свою точку зрения по возникшей проблеме, обосновать и доказать её перед другими членами дискурса.
Об авторе
Д. В. МогланМолдова
К. пед. н., доцент
кафедра математики и информатики
факультет точных наук, экономики и окружающей среды
Список литературы
1. Моглан Д.В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2014. № 4 (208). С. 183–191.
2. Иванченко Д.А. Роль Интернет-пространства в формировании образовательной информационной среды // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 2. С. 19–31.
3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.
4. Сергеев А.Н. Использование сервисов Веб 2.0 как современный этап развития технологий дистанционного образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». 2009. Т. 6. № 10 (58). С. 151–152.
5. Белов С.А., Лазарева Д.Г. Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2–2. С. 13–16.
6. Моглан Д.В., Абрамян Г.В. Опыт использования образовательных сетевых сообществ на основе блогов при обучении студентов дисциплине «Информационные технологии» // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Выпуск 1. СПб.: СПОИСУ, 2015. С. 393–397.
7. Кузнецова И.В. Развитие методической компетентности будущего учителя математики в процессе обучения математическим структурам в сетевых сообществах: авторефер. дис. … докт. пед. наук. Архангельск, 2015. 42 с.
8. Грамаков Д.А. Об использовании Web 2.0 и других интернет сервисов в молодежных информационных Интернет-порталах // Педагогическая информатика. 2008. № 2. С. 53–59.
9. Шилова О.Н. Развитие инновационного образования на основе использования новых возможностей сети Интернет // Грани познания. 2008. Дек. №1. URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/8_pub.pdf.
10. Розина И.Н., Филимоненко Л.А. Становление организации обучения школьной информатике: от алгоритмизации до Образования 2.0 // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 2. С. 277–288.
11. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 3. С. 45–50.
12. Garrison D.R., Vaughan N.D. Blended learning in higher education: framework, principles, and guidelines. San Fransisco: Jossey-Bass, 2007. 272 p. DOI: 10.1002/9781118269558.
13. Salmon G. E-tivities: The key to active online learning. London: Kogan Page, 2002. 212 p.
14. Вье Р. Мотивация в учебном контексте. Воронеж: НОЦ «Открытый мир», 2009. 259 с.
Дополнительные файлы
1. Пятиступенчатая модель компьютерно-опосредованной коммуникации | ||
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(433KB)
|
Метаданные |
Рецензия
Для цитирования:
Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения. Открытое образование. 2018;22(1):4-12. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-4-12
For citation:
Moglan D.V. Methodical aspects of using of Web 2.0 services in the process of blended learning. Open Education. 2018;22(1):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-1-4-12