Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

Полный текст:


Аннотация

Целью работы является анализ ключевых проблем и рисков, возникших в связи с переводом вузов в дистанционный режим образовательной деятельности в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Среди основных задач исследования – выявление проблем в сфере образовательного неравенства, качества образования, трудоёмкости образовательного процесса и стоимости образовательных услуг, а также изучение опыта РЭУ им. Г.В. Плеханова, как одного из ведущих российских университетов, по преодолению данных проблем в период пандемии.

Материалы и методы. При осуществлении анализа использовались данные социологических исследований по вопросам отношения студентов и преподавателей вузов к обучению в дистанционном формате, проведённых экспертными организациями в период пандемии, аналитические и информационные материалы вузов, библиографические источники. Проводился вторичный анализ и интерпретация результатов социологических опросов, систематизация и классификация используемых теоретических и фактологических материалов, анализ управленческих практик и опыта деятельности университетов в условиях экстремального перехода на дистанционный режим, в том числе в сравнении с зарубежными вузами.

Результаты. В ходе исследования были выявлены ключевые проблемы, с которым столкнулось вузовское сообщество при переходе на дистанционный режим работы, среди которых выделяются рост образовательного неравенства, зависимость качества образования не только от возможностей образовательных учреждений, но и от компетенций и технических возможностей студентов и преподавателей; повышенная нагрузка, как на студентов, так и преподавателей; возможное снижение качества из-за распространения онлайн-образования; рост стоимости обучения.

Реакция органов государственной власти на новые «вызовы»пандемии была своевременная: приведена в соответствие с современными условиями нормативно-правовая база, введен формат проведения оперативных заседаний рабочих групп с представителями вузовского сообщества, открыт бесплатный доступ к множеству отечественным онлайн-курсам. Действия РЭУ им. Г.В. Плеханова по преодолению возникших угроз в период пандемии, такие как пересмотр норм времени для расчета учебной нагрузки, предоставление во временное пользование ноутбуков, веб-камер, организация безлимитного доступа к крупнейшим электронным платформам для онлайн-обучения, проведение мероприятий для административного и педагогического состава по вопросам удаленной работы, разработка временных локальных актов, организация работы «Горячей линии» позволили успешно перейти в дистанционный режим работы.

Заключение. Высшие учебные заведения прошли серьезное испытание на прочность и эффективность своей работы. Некоторые страны, такие как Бразилия, ряд развивающихся стран, не смогли в полной мере преодолеть последствия пандемии и перейти на дистанционный режим работы. Деятельность Министерства науки и высшего образования, вузовского сообщества Российской Федерации продемонстрировало высокую эффективность и сплоченность. Дистанционное образование полностью не заменит классическое очное. На будущее развитие системы высшего образования будут влиять два разнонаправленных тренда поддержки и отторжения полного дистанционного формата обучения. Однако пандемия коронавируса показала возможную эффективность перевода части обучения в цифровой формат, что позволит в дальнейшем сделать обучение более гибким, персонализированным и эффективным.


Об авторах

Д. А. Штыхно
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно – кандидат экономических наук, доцент, и.о. проректора

Москва



Л. В. Константинова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Лариса Владимировна Константинова – доктор социологических наук, профессор, директор НИИ развития образования

Москва



Н. Н. Гагиев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Николай Николаевич Гагиев – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

Москва



Список литературы

1. Андреев А.А. Дистанционноe обучениe и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5(100). С. 40–46.

2. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. С. 24(3). С. 56–66.

3. Аналитический доклад Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf. (Дата обращения: 09.10.2020)

4. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 101–112.

5. Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6–8. М.: НИУ ВШЭ.

6. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 142–154.

7. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучение: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 76–91.

8. Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Кобилова Ш.Ш., Неъматов У.С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 [Электрон. ресурс] // Проблемы педагогики. 2020. № 4(49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogoobucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19. (Дата обращения: 09.10.2020)

9. Маликов А.В., Потапова И.И., Гаврилюк Е.С. Адаптация профессорско-преподавательского состава вузов к вызовам цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 6. С. 1011–1020.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020). «Российская газета», № 303, 31.12.2012.

11. Чепуренко А. Вынужденная дистанция: каким будет общество после пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/society/01/04/2020/5e8306e79a79473434a103da. (Дата обращения: 04.09.2020)

12. Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ng-ru.turbopages.org/h/ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_education1.html. (Дата обращения: 04.09.2020)

13. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2019. Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. 970 с.

14. Дж. Маринони, Хиллигье ван’т Л. Влияние COVID-19 на мировое высшее образование // Международное высшее образование.2020. № 102. С. 8–9. М.: НИУ ВШЭ.

15. Преподаватели российских вузов о развитии онлайн-среды в условиях пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/documents/2020_14-116_May.pdf. (Дата обращения: 04.09.2020)

16. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304. (Дата обращения: 04.09.2020)

17. Аналитический центр НАФИ. 2020. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalasne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/. (Дата обращения: 04.09.2020)

18. Система образования Казахстана в условиях пандемии. Первые уроки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://liter.kz/sistemaobrazovaniya-kazahstana-v-usloviyah-pandemiipervye-uroki/. (Дата обращения: 04.09.2020)

19. Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В., Кошкин А.П., Устюжанина Е.В., Штыхно Д.А., Шубенкова Е.В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020. № 3. С. 5–18.

20. Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей // Открытое образование. 2020. № 24(1). С. 21–33.

21. Заверняева С. Сколько стоит лекция в дистанте [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/skolko-stoit-lekciya-vdistante.html. (Дата обращения: 04.09.2020)

22. Васильева А. К знаниям сквозь заочную скважину [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4325771. (Дата обращения: 04.09.2020)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. Открытое образование. 2020;24(5):72-81. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

For citation: Shtykhno D.A., Konstantinova L.V., Gagiev N.N. Transition of Universities to Distance Mode During the Pandemic: Problems and Possible Risks. Open Education. 2020;24(5):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

Просмотров: 219

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)