Интеграция цифрового пространства вуза путем внедрения личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-35-43
Аннотация
Цель данного исследования – рассмотреть вопросы теории и практики интеграции цифрового пространства вуза путем внедрения личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов, включая описание возможных подсистем и сервисов данных кабинетов.
Материалы и методы. В данном исследовании использовались следующие материалы и методы: анализ библиографических источников по проблемам цифровой трансформации системы высшего образования, а также методы сбора, систематизации, структурирования и анализа данных о подсистемах и сервисах личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов вуза.
Результаты. К результатам работы можно отнести проект подсистем и сервисов личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов вуза. Проект личного кабинета студента вуза включает следующие подсистемы: учебный процесс, практика и трудоустройство, обратная связь, взаимодействие с бухгалтерией, электронный документооборот (заказ направлений и справок), интеграция с информационными системами. Личный кабинет преподавателя вуза содержит подсистемы: учебный процесс, научно-исследовательская работа, взаимодействие с отделом кадров, взаимодействие с бухгалтерией, система менеджмента качества, интеграция с информационными системами. Личный кабинет абитуриента включает подсистемы: подача документов, вступительные экзамены, зачисление, заключение договоров, обратная связь, авторизация в личном кабинете. Также рассмотрены проблемы и перспективы цифровой трансформации системы образования и вопросы интеграции личных кабинетов в электронную среду вуза. В частности, можно предложить интеграцию кабинетов в следующие возможные варианты базовых платформ: LMS – система управления электронным обучением вуза (например, LMS Moodle); ERP – система управления образовательной организацией (например, 1С:Университет ПРОФ); интернет-портал вуза (например, на платформе 1С-Битрикс); реализация кабинетов посредством собственных программных разработок вуза на основе систем с веб-интерфейсом (с адаптированной версией для мобильных устройств). Также в работе строится модель возможной интеграции личных кабинетов студента и преподавателя в информационную среду вуза. Кроме этого, в качестве результатов работы приводится пример реализации личного кабинета преподавателя в Электронной информационно-образовательной среде Башкирского ГАУ.
Заключение. В заключении можно сделать вывод, что цифровая трансформация высшего образования является крайне сложной, многокомпонентной комплексной задачей, эффективное решение которой возможно только в ходе интеграционного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Организация эффективного взаимодействия администрации, преподавателей, студентов и абитуриентов вуза на основе применения современных информационных технологий позволит осуществлять непрерывный мониторинг хода образовательной деятельности с возможностью проведения корректирующих мероприятий, обеспечивающих активизацию деятельности по ключевым для университета направлениям. Внедрение в деятельность вуза личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов позволит автоматизировать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности.
Об авторе
Т. М. ШамсутдиноваРоссия
Татьяна Михайловна Шамсутдинова, к. ф.-м. н., доцент кафедры цифровых технологий и прикладной информатики,
Уфа.
Список литературы
1. Чистобаева Л.В. К вопросу об интеграции цифровых образовательных ресурсов и сервисов в процесс профессионально-ориентированной языковой подготовки в техническом вузе в условиях реализации смешанного формата обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 1(13). С. 87–93. DOI: 10.47370/2078-1024-2021-13-1-87-93.
2. Mohamed Hashim M., Tlemsani I., Matthews R. Higher Education Strategy in Digital Transformation // Education and Information Technologies. 2022. Т. 27. С. 3171–3195. DOI: 10.1007/s10639-021-10739-1.
3. Лобова С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 92–106. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.016.
4. Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е. Цифровизация образовательного процесса в университете: взаимодействие преподавателей и студентов в нестандартных условиях // Цифровая и отраслевая экономика. 2020. № 2(19). С. 94–101.
5. Алферьева-Термсикос В.Б. Структура электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6(1). С. 458–466. DOI: 10.34670/AR.2022.96.45.070.
6. Gkrimpizi T., Peristeras V., Magnisalis I. Classification of Barriers to Digital Transformation in Higher Education Institutions: Systematic Literature Review // Education Sciences. 2023. Т. 13. № 7. С. 746. DOI: 10.3390/educsci13070746.
7. Хлопук Д.С., Моданов А.В., Куделин А.Г. Информационная система «Личный кабинет студента УГТУ» // Информационные технологии в управлении и экономике. 2019. № 2 (15). С. 17–26.
8. Лобачева Г.В., Васин А.Н., Изнаиров Б.М. Электронный личный кабинет преподавателя, как инструмент управления образовательным процессом // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2(114). С. 116–125. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.022.
9. Алисултанова Э.Д., Бериев И.Р., Сулейманов А.С. Разработка информационной системы «Личный кабинет преподавателя» // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. Т. 15. № 3(17). С. 36–49. DOI: 10.34708/GSTOU.2019.17.3.016.
10. Кедрин В.С., Родюков А.В. Системные технологии формирования контура управления данными личного кабинета поступающего на базе платформы «1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.3» // Информатика и образование. 2021. № 2(321). С. 12–23. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-2-12-23.
11. Лобачев С.Л. Состояние и перспективы развития функционала личного кабинета студента в электронной информационно-образовательной среде вуза на примере Российского университета транспорта // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1(37). С. 21–32.
Рецензия
Для цитирования:
Шамсутдинова Т.М. Интеграция цифрового пространства вуза путем внедрения личных кабинетов студентов, преподавателей и абитуриентов. Открытое образование. 2024;28(1):35-43. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-35-43
For citation:
Shamsutdinova T.M. Integration of the Digital Space of the University Using the Implementation of Personal Accounts of Students, Lecturers and Applicants. Open Education. 2024;28(1):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-35-43