Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Диагностика структурного мышления бакалавров педагогического образования как универсальной педагогической компетенции

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-54-60

Аннотация

Структурное мышление представляет собой важный навык, который позволяет выделять структуры в беспорядочно представленной информации, видеть взаимосвязи на всех уровнях, дает возможность разбивать целое на компоненты и из набора элементов создавать целостные структуры и системы. Особую роль структурное мышление играет в деятельности учителя, т.к. педагогический процесс постоянно требует организации учебной информации с целью ее эффективного восприятия. Учителю постоянно приходится перерабатывать огромный объем учебного материала, выделяя главное и задавая определенную визуальную структуру. Однако, несмотря на множество работ, посвященных вопросам развития структурного мышления, вопрос его диагностики, как профессиональной компетенции остается открытым.

Целью работы является разработка диагностического материала для оценки уровня развития структурного мышления как универсальной педагогической компетенции и ее апробация среди студентов-бакалавром института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Материалы и методы. Анализ психолого-педагогической литературы, методических разработок позволил построить диагностический материал для оценки структурного мышления как универсальной педагогической компетенции на трех уровнях: уровень структуры, уровень деталей и уровень сложных задач. Исследование проводилось среди 84 студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева 2–3 курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профилей «Математика и информатика», «Физика и технология». Респондентам был предложен текст, по которому они должны были выполнить 4 профессиональные задачи – на умение выделить главную мысль, умение построить дерево понятий, поставить учебные вопросы к тексту и умение сжать информацию. Каждая задача отражала на каком уровне у студентов развито структурное мышление.

Результаты исследования показали, что многие студенты испытывают трудности уже с выделения главной мысли в тексте, и как следствие, построения его структуры в виде ментальной схемы. Особые сложности студенты испытывали при постановке вопросов к тексту, позволяющих покрыть весь его информационный объем, и сжать текст до информационного постера. Полученные данные подтверждают необходимость знакомства студентов с методами и инструментами построения схем, моделей понятий, обучение постановке вопросов к учебному материалу, визуализации информации через сжатие, что также отмечается авторами проанализированных работ в данном исследовании.

Заключение. Полученные данные актуализируют необходимость ориентации учебных заданий на работу со структурами в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Кроме того, предложенная методика может быть использована с целью выявления, на каком уровне студенты начинают испытывать трудности по структурированию и визуализации информации, и подбора подходящих методов и средств развития их структурного мышления.

Об авторах

Д. А. Бархатова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Дарья Александровна Бархатова, к.п.н., доцент,

Красноярск.



Д. С. Грушенцева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Дарья Сергеевна Грушенцева, студент 2 курса,

Красноярск.



Список литературы

1. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. № 5. С. 4–14. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.

2. Shannon N., Frischherz B. Metathinking. The Art and Practice of Transformational Thinking. Switzerland: Springer, 2020. 243 с. DOI: 10.1007/978-3-030-41064-33.

3. Mason J., Stephens M., Watson A. Appreciating mathematical structure for all // Mathematics Education Research Journal. 2009. № 21 (2). С. 10–32. DOI: 10.1007/BF03217543.

4. Конструктор мыслей: что такое структурное мышление и как его развивать [Электрон. ресурс] // Сетевое издание TechInsider. Режим доступа: https://www.techinsider.ru/science/734273-konstruktor-mysley-chto-takoestrukturnoe-myshlenie-i-kak-ego-razvivat/ (Дата обращения: 28.10.2023).

5. Что означает структурное мышление? [Электрон. ресурс] // PSK Group. Режим доступа: https://psk-group.su/znacheniya/ctooznacaet-strukturnoe-myslenie (Дата обращения: 28.10.2023).

6. Гайнцева Т. Структурное мышление или важное отличие человека от ИИ [Электрон. ресурс] // Хабр. Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/687646/ (Дата обращения: 28.10.2023).

7. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В.В. Серикова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 180 с.

8. Барышева И.В., Козлов О.А. Формирование структурного мышления школьников в процессе обучения программированию в рамках школьного курса информатики // «Вопросы современной науки» / под ред. Н.Р. Красовской. М.: Интернаука, 2016. Т. 14. С. 112–129.

9. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Формирование структурного мышления у студентов менеджеров при изучении СУБД // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 2 (10). С. 42–46.

10. Пак Н.И., Клунникова М.М. Метод алгоритмических примитивов как способ развития структурного мышления // XXI Международная конференция по науке и технологиям Россия– Корея–СНГ (Москва, 26–28 августа 2021 года). Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021. С. 297–301.

11. Сачкова М.В. Использование ментальных карт как детерминанты развития структурного мышления студентов ПОО на примере изучения темы «Нивелирование» [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 21. С. 78–81. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56349.htm.

12. Патрикеева О.А. Развитие структурного мышления у студентов медицинских вузов на практических занятиях по психологии // Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика: IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Ивановской государственной медицинской академии. Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2021. С. 102–105.

13. Минто Б. Принцип пирамиды Минто: Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений. Пер. с англ. И.И. Юрчик, Ю.И. Юрчик. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 320 с.

14. Тест системного мышления srt [Электрон. ресурс] // TestOnJob. Режим доступа: https://testonjob.ru/blog/srt-test-sistemnogo-myshleniya/ (Дата обращения: 29.10.2023).

15. Тесты на анализ информации [Электрон. ресурс] // TestOnJob. Режим доступа: https://testonjob.ru/blog/analiz-informacii-test/ (Дата обращения: 29.10.2023).

16. Дресвянников В. Системное мышление – основа интеллекта человека [Электрон. ресурс] // Дзен. Режим доступа: https://dzen.ru/a/XbqRJ-bLmwCtnytb (Дата обращения: 01.11.2023).

17. Системное мышление: кому и для чего нужно [Электрон. ресурс] // GeekBrains. Режим доступа: https://gb.ru/blog/sistemnoe-myshlenie/ (Дата обращения: 01.11.2023).

18. Структурное мышление – что это? [Электрон. ресурс] // Дзен. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZICTso24o2AULRE7 (Дата обращения: 01.11.2023).

19. Диагностический материал [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1r3NAUZslh2mIoiMahlf5fwyTxrGMftsvvRMJPcdrQpQ/edit?usp=sharing.

20. Бархатова Д.А., Пак Н.И. Подходы к составлению учебных вопросов в условиях обучения в цифровой среде // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VII Международной научной конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 696–700.

21. Хегай Л.Б., Бархатова Д.А. Личностно-центрированные образовательные ресурсы на основе вопросно-задачного дерева знаний // XXI Международная конференция по науке и технологиям Россия–Корея–СНГ (Москва, 26–28 августа 2021 года). Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021. С. 313–318.


Рецензия

Для цитирования:


Бархатова Д.А., Грушенцева Д.С. Диагностика структурного мышления бакалавров педагогического образования как универсальной педагогической компетенции. Открытое образование. 2024;28(1):54-60. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-54-60

For citation:


Barkhatova D.A., Grushentseva D.S. Diagnostics of Structural Thinking of Bachelors of Pedagogical Education as a Universal Pedagogical Competence. Open Education. 2024;28(1):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-1-54-60

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)