Веб-квест как средство формирования гибких навыков будущих педагогов в условиях высшего учебного заведения
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-25-34
Аннотация
Целью исследования является научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования технологии веб-квеста в процессе формирования гибких навыков будущих педагогов в условиях высшего учебного заведения.
Стремительное социально-экономическое развитие, информатизация всех сфер человеческой деятельности определяют необходимость соответствующих изменений в системе образования. От современного педагога сегодня требуются не только базовые психолого-педагогические знания и умения, но и навыки коммуникации, ответственность, способность работать в команде, решать конфликты, критично мыслить и другие гибкие навыки, отвечающие за результативность и высокую производительность труда, способствующие профессиональному развитию и самореализации. В этой связи обучение в высших учебных заведениях должно быть сосредоточено на не только на развитие профессиональных специальных навыков (hard skills), но и на формирование гибких навыков (soft skills), так как они являются универсальными, со временем обновляются и приобретают все большее значение в профессиональной деятельности педагога. Существует достаточно много технологий, способствующих формированию гибких навыков студентов, одной из которых является инновационная технология веб-квеста, которая благодаря уникальной форме, содержанию, методам обучения и контроля, структурированному информационному контенту представляется максимально эффективной. Таким образом, проблема целенаправленного формирования у будущих педагогов гибких навыков, поиска необходимых для этого механизмов и ресурсов, изучение потенциала веб-квеста определяют актуальность проведенного исследования.
Материалы и методы: в ходе исследования применялись методы изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта использования веб-квестов в образовательном процессе высшего учебного заведения. Методологическую основу исследования составил комплекс подходов: личностно-ориентированный, системный, деятельностный, компетентностный, междисциплинарный и рефлексивный.
Результаты: представлены авторские дефиниции понятий «гибкие навыки будущего педагога» и «веб-квест», охарактеризованы гибкие навыки современного педагога, подробно описаны специфика, структура и методика проведения веб-квеста, его влияние на целенаправленное формирование гибких навыков, приведен пример веб-квеста «Сущность профессиональной компетентности педагога», разработанный и апробированный в работе со студентами направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, а также содержание и информационные ресурсы предложенного веб-квеста, могут быть использованы в практике высшего педагогического образования.
Об авторе
Н. Н. КолосоваРоссия
Наталия Николаевна Колосова, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования
Евпатория
Список литературы
1. The top soft skills to develop by 2027: “Future of Jobs” [Электрон. ресурс] // World Economic Forum 2023 report. Режим доступа: https://www.coorpacademy.com/en/blog/learning-innovation-en/the-top-soft-skills-to-develop-by-2027-future-of-jobs-world-economic-forum-2023-report/ (Дата обращения: 14.04.2024).
2. Berglund A., Heintz F. Integrating Soft Skills into Engineering Education for Increased Student Throughput and more Professional Engineers [Электрон. ресурс] // LTHs 8: е Pedagogiska Inspirationskonferens (17 december 2014). Режим доступа: https://www.ida.liu.se/divisions/aiics/publications/PIK-2014-Integrating-Soft-Skills.pdf (Дата обращения: 14.04.2024).
3. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields [Электрон. ресурс] // Child Trends Publication. 2015. 56 р. Режим доступа: https://www.edu-links.org/sites/default/files/media/file/KeySoftSkills.pdf. (Дата обращения: 15.04.2024).
4. Уварина Н.В., Савченков А.В., Пахтусова Н.А., Корнеева Н.Ю. Воспитание гибких навыков молодежи региона: монография. М.: Первое экономическое издательство, 2022. 112 с.
5. Век живи – век учись: непрерывное образование в России [Электрон. ресурс] // И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова; под ред. И.Д. Фрумина, И.А. Коршунова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 310 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/09/1176083466/Nepreryvn.obraz.-text.pdf (Дата обращения: 15.04.2024).
6. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю, Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 194–196. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44819860 (Дата обращения: 17.04.2024).
7. Арбатская Е.А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 5. С. 905–924.
8. Ганпанцурова О.Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. 154 с.
9. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65–89. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41341128 (Дата обращения: 12.04.2024).
10. Лебедева Н.В. «Гибкие навыки» студентов педагогических вузов в контексте развития личности [Электрон. ресурс] // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива. Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 307–311. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49770756 (Дата обращения: 12.04.2024).
11. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога [Электрон. ресурс] // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 222–234. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27677142 (Дата обращения: 12.04.2024).
12. Dodge B. Some thoughts about Web Quests [Электрон. ресурс]. 1995. Режим доступа: https://jotamac.typepad.com/jotamacs_weblog/files/WebQuests.pdf (Дата обращения: 14.04.2024).
13. Давтян А.А., Тулупов В.В., Щукина Л.С. Веб-квест «разработка торговой марки» как эффективная образовательная технология [Электрон. ресурс] // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 26–29. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45421121 (Дата обращения: 14.04.2024).
14. Волкова О.В., Витохина О.А., Лысова И.И. Педагогическая квестология [Электрон. ресурс] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 122–129. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38058737 (Дата обращения: 14.04.2024).
15. Зайкин М.И., Напалков С.В. Модельное представление использования тематических образовательных Web-квестов по математике в качестве средства развития познавательной самостоятельности школьников [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5(42). С. 262-265. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20679135 (Дата обращения: 14.04.2024).
16. Рубцова Н.Н., Руденко Е.А. Взаимодействие преподавателей вуза и образовательных организаций как фактор формирования гибких навыков будущего педагога [Электрон. ресурс] // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 4(38). С. 35–42. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47997792&ysclid=lvc9eivpoa382133604 (Дата обращения: 14.04.2024).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Колосова Н.Н. Веб-квест как средство формирования гибких навыков будущих педагогов в условиях высшего учебного заведения. Открытое образование. 2024;28(3):25-34. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-25-34
For citation:
Kolosova N.N. Web-Quest as a Means of Developing Flexible Skills of Future Lecturers in a Higher Educational Institution. Open Education. 2024;28(3):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-25-34