Мобильные технологии в обучении математике
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-35-45
Аннотация
Цель. В статье рассматриваются вопросы применения мобильных технологий при обучении математике студентов инженерных направлений. Актуальность работы обусловлена необходимостью введения новых методов и средств обучения в связи с все большей интеграцией мобильных технологий во все области жизнедеятельности, интересами и особенностями нового, сетевого поколения обучаемых, ограниченностью возможностей применения инновационных методов и средств обучения математике из-за проведения занятий не в компьютерном классе.
Материалы и методы. Особенность данного исследования заключается в том, что интеграция мобильных технологий в процесс обучения математике рассматривается как система трех компонентов: технологический, информационный и социальный, анализ которых позволил получить ответы на исследовательские вопросы: где и как следует применять мобильные устройства при изучении математики; какие мобильные приложения обеспечат наиболее эффективное изучение дисциплины; как следует организовать учебный процесс с применением мобильных технологий для повышения интереса и мотивации к изучению математики.
Результаты. К основным причинам отсутствия интереса к изучению математики и низкой мотивации можно отнести высокий уровень абстракции дисциплины и особенности современного, сетевого поколения студентов. Анализ научных источников и собственные наблюдения позволили выделить такие их характеристики, как проблемы с пониманием сложного и длинного текста, способность легко читать с маленького экрана и параллельно обрабатывать информацию, выбор звука и изображений вместо текста, желание краткосрочного обучения и мгновенных результатов, отношение к мобильным устройствам как жизненно необходимым предметам. Учитывая интересы и пожелания обучаемых, и опираясь на дидактические возможности мобильных технологий, в работе предложены мобильные приложения для изучения разных тем математического курса, варианты заданий, способствующие повышению мотивации, развитию навыков работы в группе и цифровой грамотности. Показана важность и эффективность применения социальных сервисов для визуализации математических понятий и схем вычислений, а также мессенджеров, на примере WhatsApp, для мгновенного обмена сообщениями между студентами и получения своевременной индивидуальной и групповой консультации преподавателя. Важной характеристикой мессенджера отмечено наличие видео связи.
Заключение. Анализ научной литературы, изучение требований работодателей и интересов современного, сетевого поколения студентов, обозначили необходимость интеграции мобильных технологий в процесс обучения математике. Работа с разными группами и по уровню математических знаний, и по уровню владения мобильными технологиями позволила выявить и наметить пути решения основных вопросов применения мобильных технологий при обучении математике. При ограниченном времени на изучение математики преподавателю сложно выделить дополнительное время на представление возможностей и эффективности мобильных приложений. В качестве решения данного вопроса может быть включение раздела «Мобильные технологии» в курс, связанный с изучением информационно-коммуникационных технологий. Отмечено, что групповая работа также способствует более эффективному изучению возможностей и приемов работы с мобильными приложениями.
Ключевые слова
Об авторах
Т. П. ПушкареваРоссия
Татьяна Павловна Пушкарева, д.п.н, профессор, доцент кафедры материаловедения и технологий обработки материалов
Красноярск
Н. В. Титовская
Россия
Наталья Викторовна Титовская, к.т.н., доцент, доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярск
С. Н. Титовский
Россия
Сергей Николаевич Титовский, к.т.н., доцент, доцент кафедры информационных технологий и математического обеспечения информационных систем
Красноярск
Список литературы
1. Мобильная экономика России 2017 // РАЭК [Электрон. ресурс]. 2017. Режим доступа: http://mobile2017.raec.ru/assets/raec_a4_mobileeconomica_a4_preview.pdf.
2. Мобильная экономика. Россия и СНГ [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.gsma.com/solutions-and-impact/connectivity-for-good/mobile-economy/wp-content/uploads/2020/03/GSMA_MobileEconomy2020_RussiaCIS_Rus.pdf.
3. Влияние мобильных приложений на развитие цифровой экономики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://infocom.uz/ru/vliyaniye-mobilnix-prilojeniy/.
4. Jobs in Apps. Mobile Economy in the Nordics. A Catalyst for Economic Growth // Copenhagen Economics [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.copenhageneconomics.com/dyn/resources/Publication/publicationPDF/7/397/1496910670/copenhagen-economics-2017-jobs-in-apps.pdf.
5. Толстоухова И.В. Мобильные информационно-коммуникативные технологи обучения в профессиональной подготовке инженеров // Вестник ТГПУ. 2016. № 9(174). С. 89–92.
6. Qashou A. Influencing factors in M-learning adoption in higher education // Education and information technologies. 2021. Т. 26. № 2. С. 1755–1785.
7. Malik S., Al-Emran M., Mathey R., Tawafac R. Alfarsi G. Comparison of E-learning, M-learning and game-based learning in programming education–a gendered analysis // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Т. 15. № 15. С. 133–146.
8. Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов Ж.У., Алимарданов Р.А.У. Возможности и перспективы развития мобильных технологий в высшем техническом образовании [Электрон. ресурс] // Universum: технические науки. 2022. № 1(94). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-perspektivy-razvitiya-mobilnyh-tehnologiy-v-vysshem-tehnicheskom-obrazovanii. (Дата обращения: 03.05.2024).
9. Jurayev T. N. The use of mobile learning applications in higher education institutes // Advances in Mobile Learning Educational Research. 2023. Т. 3. № 1. С. 610–620. DOI: 10.25082/AMLER.2023.01.010.
10. Александрова, З.А. Использование мобильных приложений при обучении математике студентов педвузов // Конструктивные педагогические заметки. 2020. № 8–2(14). С. 107–118.
11. Papadakis S., Kalogiannakis M. Mobile Educational Applications for Children. What Educators and Parents Need to Know // International Journal of Mobile Learning and Organisation. 2017. № 11. С. 256–277. DOI: 10.1504/IJMLO.2017.10003925.
12. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Мобильные технологии в образовании // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 138–149. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-138-149.
13. Скрябина А. Г., Захарова Р. А. Использование мобильных приложений в обучении школьной математике [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh-prilozheniy-v-obuchenii-shkolnoy-matematike.
14. Соболева Е. В., Суровцева В. А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 4. С. 1–22. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2020/201023.htm.
15. Park Y. A pedagogical framework for mobile learning: Categorizing educational applications of mobile technologies into four types // International Review of Research in Open and Distance Learning, 2011. № 12(2). С. 78-102.
16. Drijvers P. Digital technology integration in mathematics education: Why it works (or doesn’t) // PNA. 2013. № 8(1). С. 1–20. DOI: 10.1007/978-3-319-17187-6_8.
17. Wan Ng., Horward N. A framework for sustainable mobile learning in schools // British Journal of Educational Technology. 2013. № 44(5). С. 695–715. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2012.01359.x.
18. Использование мобильных технологий в процессе образования современного школьника [Электрон. ресурс] // Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК. Режим доступа: https://www.infourok.ru/ispolzovanie-mobilnih-tehnologiy-v-processe-obrazovaniya-sovremennogo-shkolnika-937549.html.
19. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения [Электрон. ресурс] // UNESCO. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf.
20. Пушкарева Т.П., Калитина В.В., Бородина Т.А. Интеграция мобильных технологий в инженерное образование // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 4(44). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8704.
21. Манапова О. Н., Подин М. С. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3(31). С. 54–59.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Пушкарева Т.П., Титовская Н.В., Титовский С.Н. Мобильные технологии в обучении математике. Открытое образование. 2024;28(3):35-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-35-45
For citation:
Pushkareva T.P., Titovskaya N.V., Titovsky S.N. Mobile Technologies in Teaching Mathematics. Open Education. 2024;28(3):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-35-45