Методика организации и проведения дистанционных олимпиад по корейскому языку как второму иностранному в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-38-49
Аннотация
В данной статье автор представляет методику организации и проведения дистанционных олимпиад по корейскому языку как второму иностранному в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.
Цель исследования – изучить специфику организации дистанционных олимпиад по вторым иностранном языкам в условиях профессиональной подготовки, определить основные задачи олимпиады по корейскому языку (повышение мотивации, интереса к изучению корейского языка, приобщение к корейской культуре, и т.д.), и проанализировать основные требования к дистанционным олимпиадным заданиям, разработать задания для первого тура (тестового характера), и второго туpa, которые направлены на выявление коммуникативных способностей и их развитие, то есть на проверку уровня владения устной иноязычной речью.
В качестве основных методов исследования используются теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по исследуемой проблеме; интервьюирование, наблюдение за деятельностью студентов; моделирование; педагогический эксперимент.
В качестве материалов исследования представлены варианты олимпиадных заданий по корейскому языку для первого и второго туров, программа дистанционной олимпиады по корейскому языку, а также результаты, полученные участниками, в процессе прохождение первого и второго туров дистанционной олимпиады.
Результаты. Методика, предлагаемая автором, прошла апробацию в группах студентов 3–4 курсов Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова, обучающихся по образовательной программе 6В01703 Иностранный язык: два иностранных языка. В статье представлен анализ результатов проведенной дистанционной олимпиады, примеры заданий на каждый тур и основные критерии оценки олимпиадных заданий. Требования к олимпиадным заданиям по вторым иностранным языкам предполагали: возможность массового охвата студентов олимпиадными заданиями; соответствие заданий учебному плану; лимит времени; опору на опыт студентов, включая навыки и умения владения родным языком; повышение степени сложности заданий; разнообразие форм и содержания заданий, идейное содержание и новизна; задания проблемного характера, чтобы активизировать мышление студентов, языковую догадку; привлечение аутентичного материала к олимпиадным заданиям; использование краеведческого, экстралингвистического материала. Учитывалась также общая сложность заданий, и трудности, связанные с характером языкового материала.
Заключение. По результатам проведенной экспериментальной работы автор приходит к выводам: ведущий принцип организации дистанционных олимпиад предполагает, что профессорско-преподавательский состав вуза будет ориентирован на своевременное выявление интереса будущих учителей к корейскому языку, вовлечение их в процесс подготовки к олимпиаде, формирование тем самым их интереса к корейской культуре и языку. Олимпиадные задания должны носить творческий характер, чтобы студенты учились самостоятельно находить пути решения задач и вырабатывали навыки самообразования и саморазвития. Участие в олимпиаде повышает учебную мотивацию студентов, расширяет их кругозор, развивает умение выражать свое мнение. Разнообразие требований к работе участников делает оценку каждого члена жюри достаточно субъективной, однако коллективный характер процедуры оценивания обеспечивает правильность и объективность итогового решения, позволяет знакомить участников с результатами выполненной ими работы и рассматривать апелляции на основании заявки участника Олимпиады после каждого тура.
Об авторе
И. Ю. ЛарионоваКазахстан
Ирина Юрьевна Ларионова - к.п.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков и переводческого дела
Усть-Каменогорск
Список литературы
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие. М.: Академия, 2013. 336 с.
2. Голуб Л.Н. Традиционный и интерактивный подходы в обучении иностранным языкам // Сборник научных статей по итогам V Международная научная-практическая конференция / под ред. В.С. Артемовой, Н.А. Сальниковой, Е.А. Цыганковой. Брянск: БГИТУ, 2017. С. 227–233.
3. Деркач А.А. Педагогическая эвристика (искусство обучения иностранному языку). М.: Педагогика, 1991. 224 с.
4. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения. М.: РГСУ, 2012. 165 с.
5. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2020. № 24(5). С. 72–81. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81.
6. Сидоренко Т.В. Открытые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности языкового образования в российском вузе [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2014. № 5(106). С. 13–19. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-13-19.
7. Хромов С.С., Скорикова Т.П., Днепровская Н.В. Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике) [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2016. № 5. С. 68–76. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-68-76.
8. Жиронкина О.А., Медведева Н.А., Соколова Е.Е. Роль цифровых технологий при организации обучения в дистанционном формате [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2023. № 27(1). С. 4–16. Режим доступа: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-1-4-16
9. Рукшин С.Е. Сравнительные достоинства и недостатки дистанционных и традиционных олимпиад и их влияние на архитектуру автоматизированных систем поддержки дистанционных научных соревнований [Электрон. ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2010. № 3. С 347–359. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnye-dostoinstva-i-nedostatkidistantsionnyh-i-traditsionnyh-olimpiad-i-ih-vliyaniena-arhitekturu-avtomatizirovannyh-sistem).
10. Азарова С.В. Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах – один из способов повышения мотивации младшего школьника [Электрон. ресурс] // Сайт Инфоурок. 2018. Режим доступа: https://infourok.ru/statyauchastie-v-distancionnih-olimpiadah-konkursahodin-iz-sposobov-povisheniya-motivaciimladshego-shkolnika-3006162.html.
11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
12. Григорьева Н.В. Формирование ценностной ориентации студентов при проведении олимпиад по иностранным языкам [Электрон. ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 190–195. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanietsennostnoy-orientatsii-studentov-pri-provedeniiolimpiad-po-inostrannym-yazykam.
13. Колесова Т.В. Олимпиада как средство мониторинга качества изучения иностранного языка в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1(29). С. 229–236.
14. Колесова Т.В. Применение новых информационных технологий для проведения языковой олимпиады среди магистрантов // Вестник марийского государственного университета. 2021. № 3(15). С. 283–286.
15. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М.: Академия, 2010. 192 с.
16. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
17. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2015. 288 с.
18. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
19. Hwang InKyo, Kim SeonJung, Kim JaeWook и др. 카자흐스탄인을 위한 종합 한국어 Seoul: Korean Studies Department, 2015. 245 с.
20. Hwang InKyo, Kim SeonJung, Kim JaeWook и др. 카자흐스탄인을 위한 종합 한국어 Seoul: Korean Studies Department, 2015. 260 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ларионова И.Ю. Методика организации и проведения дистанционных олимпиад по корейскому языку как второму иностранному в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Открытое образование. 2024;28(2):38-49. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-38-49
For citation:
Larionova I.Yu. Methodology of Organizing and Conducting Distance Olympiads in Korean as a Second Foreign Language in the Process of Professional Training of Future Foreign Language Teachers. Open Education. 2024;28(2):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-2-38-49