Конвергенция нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий и электронная культура
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-10-17
Аннотация
В статье анализируется конвергенция нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. Подчеркивается тесная связь понятий «электронная культура», «сознание», «искусственный интеллект». Технологии искусственного интеллекта – это метатехнологии NBIC-комплекса. Электронная инфраструктура интеллектуальной деятельности – суть искусственный интеллект, а технологии искусственного интеллекта играют метауровневую роль среди NBIC-технологий, являясь значимыми для электронной культуры. Развитие науки, техники и образования дает основание полагать, что в будущем возможно радикальное преобразование людьми не только материального мира, но и субъективной реальности.
Ключевые слова
Список литературы
1. Borner K. Mapping the Structure and Evolution of Science [Electronic resource] // Knowledge in Service to Health: Leveraging knowledge for Modern Science Management. – URL: http://grants.nih.gov/grants/KM/OERRM/OER_ KM_events/Borner.pdf
2. Intel: Moore’s Law [Electronic resource]. – URL: http://www.intel.com/technology/
3. Паун Г., Розенберг Г., Саломаа А. ДНК-компьютер. Новая парадигма вычислений. – М.: Мир, 2004.
4. Markram Н. The Blue Brain Project // Nature Neuroscience Review. – 2006. – № 7. – P. 153–160.
5. Виндж В. Технологическая Сингулярность [Электронный ресурс] // Компьютерра. – 1 сентября 2004. – Режим доступа: http://www. http://www.old.computerra.ru/think/35636/
6. Bell G., Gray J. Digital Immortality // Communications of the ACM. – 2001. – № 44. – P. 28–31.
7. Hanson Robotics. An Android-Portrait of Philip Dick [Electronic resource]. – URL: http://web.archive.org/ web/20070111040532/
8. Прайд В., Медведев Д.А. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания // Философские науки. – 2008. – № 1. – С. 97–117.
9. Zadeh L. From computing with numbers to computing with words — from anipulation of measurements to manipulation of perceptions // Int. journal of applied math. and computer science. 2002. – Vol. 12, № 3. – P. 307–324.
10. Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей: пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2003. – 288 с.
11. Курейчик В.В., Курейчик В.М., Родзин С.И. Теория эволюционных вычислений. – М.: Физматлит, 2012.
12. Gopalakrishnan T.R., Nair, Abhijith N., Sooda K. Transformation of Networks through Cognitive Approaches // JRI (Journal of Research & Industry). – December 2008. – Vol. 1, Issue 1.
13. Thomas R.W., Friend D.H., DaSilva L.A., MacKenzie A.B. Cognitive Networks: Adaptation and Learning to Achieve End-to-end Performance Objectives // IEEE Communicatio Magazine. – 2006. – Vol. 44, № 12.
14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2001.
15. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы / пер. с англ. Н.В. Браккер // Информационное общество. – 2002. – Вып. 1. – С. 24–30.
16. Ronchi A.M. eCulture. – Approx.: Cultural Content in the Digital Age. 2008. 425 p. [Electronic resource]. URL: http://www.springer.com/humanities/cultural+studies/book/
17. Нариньяни А.С. еHOMO – два в одном (HomoSapience в ближайшей перспективе) // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. – М.: ИИнтеЛЛ, 2005.
18. Титаренко И.Н. Проблема априорности знания и методология машинного обучения // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. – № 3. – С. 34–37.
19. Титаренко И.Н. Проблема индуктивных порогов знания в методологии машинного обучения // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2009. – Спецвыпуск. – С. 87–90.
20. Родзин С.И. Сингулярный университет // Труды межд. Конгресса по интеллектуальным системам и технологиям «AIS-IT’09. – М.: Физматлит, 2009. – Т. 2. – С. 382–390.
21. Курейчик В.М., Писаренко В.И., Кравченко Ю.А. Технология многоаспектного аналитического исследования как метод машинного обучения // Открытое образование. – 2008. – № 2. – С. 11–17.
22. Титаренко И.Н. Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю.А. Жданов об аспектах их взаимо- действия // Научная мысль Кавказа. – 2009. – № 3. – С. 5–10.
23. Титаренко И.Н. Философские проблемы развития технических наук // История и философия науки: взаимосвязи – парадигмы и дискурсы. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. – С. 225–228.
24. Турчин А., Батин М. Футурология: XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа. – М.: Бином, 2012.
25. Дубровский Д.И., Аршинов В.И. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий // Нано- индустрия. – 2008. – № 1. – С. 4–11.
26. Кравченко Ю.А. Оценка когнитивной активности пользователя в системах поддержки принятия решений // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2009. – Т. 93. № 4. – С. 113–117.
27. Зенкин А.А. Знание-порождающие технологии когнитивной реальности // Новости искусственного интеллекта. – 1996. – № 2. – С. 72–78.
28. Савельев А.В. Философия методологии нейромоделирования: смысл и перспективы // РАН. Философия науки. – 2003. – № 1 (16). – С. 46–59.
29. Ленк Х. К методологии конструктивного реализма, ориентированного на технику и действие. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. – М.: «Канон+»: РООИ «Реабилитация», 2009.
30. Кравченко Ю.А. Концептуальные основы рефлексивно-адаптивного подхода к построению интеллектуальных информационных систем // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2011. – Т. 120. – № 7. – С. 167–171.
31. Ковальчук М.В. Нанотехнология и научный прогресс // Философские науки. – 2008. –№ 1. – С. 28–32.
32. Котенко В.П. История и философия технической реальности. – М.: Академический проект: Трикста, 2009.
33. Рenfield W. The Mystery of Mind. – Princeton: Princeton University Press, 1975. – 231 p.
34. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. – М.: ИД «Стратегия Центр», 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Родзин С.И., Титаренко И.Н. Конвергенция нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий и электронная культура. Открытое образование. 2014;(3(104):10-17. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-10-17
For citation:
Rodzin S.I., Titarenko I.N. CONVERGENCE OF NANO-, BIO-, INFO-, COGNITIVE TECHNOLOGIES AND E-CULTURE. Open Education. 2014;(3(104):10-17. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-10-17