Разработка алгоритма и модуля для автоматического оценивания студенческих работ на основе семантического анализа текста
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-46-55
Аннотация
Цель исследования. Основными целями разработки модуля для автоматического оценивания работ студентов на основе российской системы оценочных шкал являются:
– повышение эффективности оценивания: автоматическая система может обрабатывать большее количество работ за меньшее время, чем преподаватель, что позволяет сократить время, затрачиваемое на проверку;
– объективность оценивания: автоматическая система не подвержена предвзятости и другим человеческим факторам, что обеспечивает более объективную оценку работ;
– стандартизация оценивания: автоматическая система обеспечивает единый подход к оцениванию работ, что повышает его прозрачность и сопоставимость;
– снижение нагрузки на преподавателей: освобождение преподавателей от рутинной работы по проверке работ позволяет им больше времени посвятить индивидуальной работе со студентами.
Материалы и методы. Для разработки модуля для автоматического оценивания работ студентов могут быть использованы различные методы, такие как:
Методы машинного обучения: эти методы позволяют модулю обучаться на наборе примеров, где работы студентов уже оценены преподавателями, и автоматически выставлять оценки новым работам.
Методы обработки естественного языка (NLP): Эти методы позволяют модулю понимать смысл текста и оценивать его по заданным критериям.
Методы экспертных систем: Эти методы позволяют модулю использовать знания экспертов в области оценивания студенческих работ.
Для данного проекта мы выбрали комбинацию алгоритмов индексов Левенштейна и Жаро, основанных на методе оценки знаний учащихся в российской системе.
Результаты. В ходе выполнения данного исследования были получены следующие основные результаты. Модуль автоматической оценки студенческих работ успешно разработан и реализован на основе российской системы оценочных шкал. Проведенные тестовые оценки работ показали высокую точность предсказаний модуля и надежность его работы. Сравнение модуля с ручной оценкой подтвердило его способность давать сравнимые результаты. Модуль оказался полезным для преподавателей, предоставляя им возможность быстрой и объективной оценки работ студентов. Интеграция модуля с существующими системами управления обучением облегчает его внедрение в образовательную среду. Все полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности и перспективности разработанного модуля.
Заключение. В результате выполнения данной работы был разработан и реализован модуль автоматической оценки студенческих работ на основе российской системы оценочных шкал. Основные результаты работы заключаются в том, что модуль успешно прошел тестирование и продемонстрировал высокую точность и надежность в оценке работ. Модуль также показал свою полезность для преподавателей, предоставляя им возможность быстрой и объективной оценки работ студентов. Благодаря интеграции с существующими системами управления обучением, модуль может быть легко внедрен в образовательную среду. В целом, результаты работы подтверждают эффективность и перспективность использования автоматической оценки студенческих работ на основе российской системы оценочных шкал.
Об авторах
А. А. ПогудаРоссия
Алексей Андреевич Погуда, к.т.н, доцент, информационного обеспечения
Томск
Жан Макс Хабиб Тапе
Россия
Тапе Жан Макс Хабиб, аспирант факультета инновационных технологий
Томск
Список литературы
1. Лаптева Е.С. Использование искусственного интеллекта в образовательных онлайн-платформах. 2022.
2. Medvedeva N.A., Malkov N.G. et al. Professional and Public Accreditation as An Assessment of Agricultural Educational Program Quality in Russia // Journal of University Education. 2021.
3. Максимова Е.А., Никитина Г.А., Щилова С.А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 2(46). С. 114–122.
4. Одинцова С.В. Разработка и реализация нейросетевого алгоритма для оценивания результатов обучения по дисциплине математика // Символ науки. 2023.
5. Бабомурадов О. Механизм предварительной обработки при анализе текстовых данных // Miasto Przyszłości. 2023.
6. Карпенко О.М., Фокина В.Н, Широкова М.Е. Дидактика образовательного процесса // Эдукология. 2020.
7. El Mostafa H., Benabbou F. A deep learning based technique for plagiarism detection: a comparative study // Artificial Intelligence. 2020.
8. Saeed A.A.M., Taqa A.Y. A proposed approach for plagiarism detection in Article documents // Sinkron: jurnal dan penelitian teknik informatika. 2022. № 1. C. 64–73.
9. Беликова К.М. Нужен ли России фиксированный процент оригинальности и сама оригинальность научных работ: размышления юриста // Юридические исследования. 2023.
10. Ивановна Б.С. Совершенствование процесса оценки произведений искусства экспертно-закупочной комиссией государственного музея. 2021.
11. Бахтеев О.Ю., Гафаров Ф.М., Гриншкун В.В. Цифровая платформа образования// Российский фонд фундаментальных исследований. 2022.
12. Попова О.В. Интеллектуальная система управления процессами поддержания параметров технических систем. 2022.
13. Бурнашев Р.Ф., Мурзамуратова У.Б. Применение технологий компьютерной лингвистики в социальных сетях и интернет-маркетинге // Universum. 2023.
14. Иоголевич Н.И., Лободенко Е.И Академическая недобросовестность студентов технического вуза: масштабы проблемы и пути решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020.
15. Сатаев М.Ю. Студент факультета подготовки следователей Московская Академия Следственного комитета Российской Федерации // Технологии XXI века в юриспруденции. 2023.
16. Guo H., Li Y., Liu Y., Li W., Li X. Evaluation of string comparators for record linkage in Chinese environment // International Journal of Wavelets, Multiresolution and Information Processing. 2022.
17. Aghaee, M., Khoshgozaran A. Automatic essay scoring using a combination of lexical, syntactic and semantic features // International Journal of Artificial Intelligence and Education. 2018. № 28(2). С. 185-202.
18. Жильцова Н.В. Разграничение полисемии и омонимии дискурсивного слова вот с помощью методов машинного обучения на материале бимодального корпуса устной. 2022.
Рецензия
Для цитирования:
Погуда А.А., Тапе Ж. Разработка алгоритма и модуля для автоматического оценивания студенческих работ на основе семантического анализа текста. Открытое образование. 2024;28(3):46-55. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-46-55
For citation:
Poguda A.A., Tape J. Development of an Algorithm and Module for Automatic Evaluation of Student Papers Based on Semantic Analysis of Text. Open Education. 2024;28(3):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-46-55