Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Освоение обучающимися системы среднего профессионального образования основного раздела «Информационное моделирование» программы дисциплины «Информатика» на основе ментального подхода

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-4-13-22

Аннотация

Цель. Целью статьи является обоснование применения ментального подхода в системе среднего профессионального образования при освоении обучающимися основного раздела «Информационное моделирование» дисциплины «Информатика».
Методология исследования. Идея исследования связана с реализацией ментального подхода в системе среднего профессионального образования при освоении студентами одного из основных разделов примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика», составленной авторским коллективом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Института развития профессионального образования» (ФГБОУ ДПО ИРПО). Применение ментального подхода при изучении раздела, посвященного информационному моделированию, реализуется на основе его двух этапов: на первом этапе формируются связи между областями чувственной зоны и их модельными представлениями, на втором этапе обучения происходит систематизация полученного интуитивного опыта с помощью понятий и терминов предметной области «Информатика», а также раздела «Информационное моделирование». Для реализации ментального подхода используются ментальные электронные учебники, которые дают возможность представить и интерпретировать учебный материал раздела по форме трех ступеней: образно-наглядном, модельном и теоретико-понятийном виде. Для реализации формы электронных учебников за основу взята разработка Н.И. Пака и Н.Б. Амангазы углы, демонстрирующая трансформацию образовательных ресурсов в пользу учебников-трансформеров, адаптированная под потребности системы среднего профессионального образования.
Результаты. На основе применения ментального подхода в системе среднего профессионального образования разработано содержание, и структура учебника-трансформера по разделу «Информационное моделирование» дисциплины «Информатика», составлены ментальные схемы модуля, предложено примерное содержание блоков вопросов для освоения модуля программы.
Выводы. Применение ментального подхода системе среднего профессионального образования при освоении обучающимися основного раздела дисциплины «Информатика» «Информационное моделирование» способствует повышению интерактивности при проведении лекций и практических занятий, организации контроля и самоконтроля знаний обучающихся

Об авторе

К. Е. Тимофеева
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия

Красноярск



Список литературы

1. Асауленко Е.В. Искусственный интеллект с позиции ментальных схем // Открытое образование. 2014. № 4. С. 50–54. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/121?locale=ru_RU (дата обращения: 13.06.2024).

2. Баженова И.В., Пак Н.И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностно-ориентированном образовании // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 7–13. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/4387 (дата обращения: 13.06.2024).

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М.: МПСИ, 2002. 215 с. URL: https://www.koob.ru/bespalko/obrazovaniye_i_obucheniye (дата обращения: 13.06.2024).

4. Босова Л.Л. Цифровые навыки современного школьника и возможности их формирования в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2020. №7. С. 5–9. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-7-5-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44136586 (дата обращения: 13.06.2024).

5. Кокорина Е.С., Королева Д.А., Червоненко Д.С., Шенцева Т.В., Шер Я.С., Шиманская С.О. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 48 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/429930072.pdf (дата обращения: 13.06.2024).

6. Ломаско П.С., Мокрый В.Ю. Анализ причин неуспеваемости слушателей в процессе реализации онлайн-курсов повышения квалификации // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. СПб.: Издательство СПГУП, 2019. С. 130-151. URL: http://is.ku.edu.kz/publishings/%7BF321E373-0755-4FE8-8630-350A23041726%7D.pdf (дата обращения: 13.06.2024).

7. Маркелова О.В. Методика развития познавательной активности студентов техникума в процессе обучения информатике: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2019. URL: https://research.sfu-kras.ru/sites/research.sfu-kras.ru/files/Dissertaciya_Markelova.pdf (дата обращения: 13.06.2024).

8. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. 192 с. URL: http://kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/МИНТО%20-%20Золотые%20правила%20Гарварда%20и%20McKinsey%202004%20192с.pdf (дата обращения: 13.06.2024).

9. Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. №2. С. 153–168. http://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-2-153-168

10. Пак Н.И., Бархатова Д.А., Хегай Л.Б. Метод пирамиды в условиях цифровизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2022. - Т. 19. - №1. - C. 7-19. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-1-7-19

11. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. №2. С. 18–33. URL: (дата обращения: 13.06.2024). URL: https://www.edscience.ru/jour/article/viewFile/572/495 (дата обращения: 13.06.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеева К.Е. Освоение обучающимися системы среднего профессионального образования основного раздела «Информационное моделирование» программы дисциплины «Информатика» на основе ментального подхода. Открытое образование. 2024;28(4):13-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-4-13-22

For citation:


Timofeeva K.E. Mastering by Students of the Secondary Vocational Education System of the Main Section “Information Modeling” of the Discipline Program “Informatics” on the Basis of the Mental Approach. Open Education. 2024;28(4):13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-4-13-22

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)