Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Картирование знаний для вуза: анализ подходов и пример использования

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-12-24

Аннотация

Целью статьи является анализ современного состояния исследований, разработок и применения карт знаний для визуализации гетерогенных разрозненных, и часто скрытых знаний в университетах, рассматриваются особенности формирования карт в высших учебных заведениях.
Материалы и методы. В России и мире рынок интеллектуальных услуг развивается активно, и методы экспресс-оценки человеческого капитала являются чрезвычайно актуальными. Интеллектуальный капитал вузов является одним из важнейших активов на динамичном рынке образовательных и консалтинговых услуг. Научные институты и университеты являются современными центрами знаний и технологий, где преподаватели и научные сотрудники аккумулируют, передают и производят знания, умножая и пополняя явные и неявные интеллектуальные активы. Управление знаниями помогает учебным и научным организациям решать задачи управления интеллектуальным капиталом, получать конкурентное преимущество, повышать эффективность управления, и снижать риски, вызванные концентрацией знаний среди небольшого числа экспертов. Статья посвящена проблеме анализа новых возможностей продвижения и монетизации интеллектуального капитала вузов через визуализацию и картирование знаний. Карты знаний преподавателей вузов – это актуальный инструмент улучшения качества научных и маркетинговых коммуникаций, а также позиционирования на рынке консалтинговых и интеллектуальных услуг. Карты знаний учебных учреждений и исследовательских коллективов представляют особый исследовательский интерес, поскольку в этой области нет характерного для бизнеса стремления к защите знания от передачи и воспроизведения.
Результатом исследования является типология карт знаний, которая помогает выделить шаблоны, структуры и элементы, необходимые для формирования баз знаний в вузах. Примеры конкретных карт приведены авторами по результатам пилотного исследования. На основе анализа существующих подходов к типологии карт знаний и таксономии Блума была разработана иерархическая модель, отражающая различные уровни понимания при интерпретации и использовании карт знаний. Основная методология исследования опирается на достаточно хорошо разработанные и широко использующиеся в мировой практике методы инженерии знаний – извлечение, структурирование и формализацию знаний. Отдельно проведен анализ потенциальных потребителей (или стейкхолдеров) карт знаний, исходя из теории заинтересованных сторон.
Заключение. В статье обсуждаются методологические аспекты формирования и особенности практического применения карт знаний в высших учебных заведениях. Анализ знаний делает возможным процесс развития организационной «памяти» вуза, сбора стратегических знаний и выявления критических знаний, и в целом обогащает структуру знаний. Карты знаний как категория специальных визуальных инструментов, применяемых для анализа знаний и компетенций преподавателей вузов, способны улучшить процесс управлением компетенциями сотрудников, принятия управленческих решений, и тем самым снижать когнитивную нагрузку. Такие карты повышают имиджевые и маркетинговые показатели вуза на рынке образовательных услуг, и делают более прозрачным профессиональный ландшафт знаний.  

Об авторах

Т. А. Гаврилова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Татьяна Альбертовна Гаврилова, профессор кафедры информационных технологий в менеджменте

Санкт-Петербург



А. В. Кузнецова
ГБОУ лицей №408
Россия

Анна Вениаминовна Кузнецова, учитель

Санкт-Петербург



Э. Я. Гринберг
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Эльвира Яковлевна Гринберг, ассистент

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Тельнов Ю.Ф., Косоруков О.А., Тихонов С.В., Комлева Н.В. Модели и информационные технологии в экономике и образовании. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2021. 152 с.

2. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. № 36 (3). С. 390–420. DOI: 10.21638/spbu05.2020.303.

3. Knowledge Mapping Concepts and Tools. APQC. 2021. Retrieved September 2, 2021 from [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.apqc.org/resource-library/resource-collection/knowledge-mapping-conceptsand-tools.

4. Wexler M.N. The who, what and why of knowledge mapping // Journal of knowledge management. 2001. № 5 (1). С. 249–264.

5. Liebowitz J., Rubenstein-Montano B., McCaw D., Buchwalter J., Browning C., Newman B., Rebeck K. The knowledge audit // Knowledge Process Management. 2000. № 7. С. 3–10. DOI: 10.1002/(SICI)1099-1441(200001/03)7:1<3::AID-KPM72>3.0.CO;2-0.

6. Davenport T.H., Prusak L. Working knowledge: How organizations manage what they know. Harvard Business Press, 1998.

7. Tiwana A. The knowledge management toolkit: practical techniques for building a knowledge management system. Prentice hall PTR, 2000.

8. Гаврилова Т.А. Логико-лингвистическое управление как введение в управление знаниями // Новости искусственного интеллекта. 2002. № 6. С. 45-60.

9. Kendal S.L., Creen M. An introduction to knowledge engineering. Springer London. 2007.

10. Гаврилова Т.А. Инженерия знаний. Управление знаниями в инновационной экономике / Под ред. Мильнера Б.З. М.: Экономика, 2009. С. 404-422.

11. Gruber T. A translation approach to portable ontology specifications // Knowledge acquisition. 1993. Т. 5. № 2. С. 199-220.

12. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Модели и методы. СПб.: Лань, 2016.

13. Saurabh S., Sairam A. S. Professors–the new YouTube stars: education through Web 2.0 and social network // International Journal of Web Based Communities. 2013. № 9(2). С. 212-232.

14. Kudryavtsev D., Gavrilova T., Kubelsky M., Grinberg E. Specifying knowledge maps through ontology engineering // 15th International Forum on Knowledge Asset Dynamics IFKAD 2020, Matera, Italy. 2020. С. 936-944.

15. Апанович З. В. Эволюция понятия и жизненного цикла графов знаний // Системная информатика. 2020. № 16. С. 57-74.

16. Noy N., Gao Y., Jain A., Narayanan A., Patterson A., Taylor J. Industry-scale Knowledge Graphs: Lessons and Challenges: Five diverse technology companies show how it’s done // Queue. 2019. № 17(2). С. 48–75.

17. Gutiérrez C., Sequeda J. F. Knowledge graphs // Communications of the ACM. 2021. № 64(3). С. 96–104.

18. Eppler M. A process-based classification of knowledge maps and application examples // Knowledge and Process Management. 2008. Т. 15. № 1. С. 59–71.

19. Faisal H., Rahman A., Zaman G. Knowledge Mapping for Research Papers // International Journal of Computer Science and Network Security. 2019. № 19(10). С. 158–164.

20. Wang L., Cheng Y. Exploring a comprehensive knowledge map for promoting safety management research in the construction industry // Engineering, Construction and Architectural Management. 2022. № 29(4). С. 1678–1714. DOI: 10.1108/ECAM-11-2020-0984.

21. Corea F. AI knowledge map: How to classify AI technologies. An introduction to data. Springer, Cham. 2019. С. 25–29. DOI: 10.1007/978-3-030-04468-8_4.

22. Sadeghi M.M., Alireza S. Presenting a model for the development of a knowledge map of science and technology incubators based on process maps (Case study: university science and technology incubators) // Scientific Journal of Strategic Management of Organizational Knowledge. 2019. № 1(3). С. 43–76.

23. Kudryavtsev D., Gavrilova T., Grinberg E. Map of the Maps. Conceptualization of the Knowledge Maps. Joint Proceedings of the BIR 2022 Workshops and Doctoral Consortium co-located with 21st International Conference on Perspectives in Business Informatics Research BIR - 2022 (13-th Workshop on Information Logistics and Digital Transformation ILOG 2022). [Электрон. ресурс]. Rostock, (Germany, September 20-23, 2022). 2022. С. 14–23. Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-3223/paper2.pdf.

24. Гаврилова Т.А., Алсуфьев А.И., Гринберг Э.Я. Визуализация знаний: критика Сент-Галленской школы и анализ современных трендов // Бизнес-информатика. 2017. № 3(41). С. 7–19. DOI: 10.17323/1998-0663.2017.3.7.19.

25. Кудрявцев Д.В., Гаврилова Т.А., Кубельский М.В., Гринберг Э.Я. Какие типы карт знаний помогут при формировании баз знаний: обзор. Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2021) // Сборник научных трудов XXIV Международной научной конференции / под науч. ред. Ю. Ф. Тельнова. (2–3 декабря 2021 г., Москва). М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2022. С. 141–149.

26. Eppler M. Making knowledge visible through knowledge maps: concepts, elements, cases. Handbook on Knowledge Management. Springer, Berlin, Heidelberg. 2004. № 1. С. 189-205.

27. Weiss Z., Grajewski D. Use of knowledge maps to recognize different research capabilities. Design Methods for Practice. 2006. С. 245–250.

28. Kansal J., Jain N., Satyawali P.K., Ganju A. Competency mapping in knowledge-based organizations // International Journal of Management. 2012. № 3(2). С. 279-290.

29. Getting Started with Knowledge Mapping [Электрон. ресурс] // APQC. 2021. Режим доступа: https://www.apqc.org/resource-library/resource-listing/getting-started-knowledge-mapping.

30. Bloom B., Englehart M. Furst E., Hill W., Krathwohl D. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. New York, Toronto: Longmans, Green, 1956.

31. Anderson L. W., Krathwohl D. (Eds.). A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. New York: Longman, 2001.

32. Deng Y. Construction of higher education knowledge map in university libraries based on MOOC // The Electronic Library. 2019.

33. Flanagan B., Majumdar R., Akçapınar G., Wang J., Ogata H. Knowledge map creation for modeling learning behaviors in digital learning environments // Companion Proceedings of the 9th International Conference on Learning Analytics and Knowledge (LAK’19). 2019. С. 428-436. Society for Learning Analytics Research (SoLAR).

34. Козлова И. В. Применение тезаурусного подхода к построению карт знаний // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12(54). С. 147–149.

35. Мизинцева М. Ф., Гербина Т. В. Управление знаниями-инструмент реализации цифровой экономики // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2018. № 3. С. 1–10.

36. Bersin J. HR Technology Market. 2020.

37. Freeman H., Wicks P., DeColle S. Stakeholder Theory: The State of the Art, Cambridge. U.K.: Cambridge University Press, 2010.

38. Карпов Д.С., Микрюков А.А., Козырев П.А. Повышение качества подготовки специалистов по направлению подготовки «Информационная безопасность» // Открытое образование. 2019. № 23(6). С. 22–29. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-6-22-29.


Рецензия

Для цитирования:


Гаврилова Т.А., Кузнецова А.В., Гринберг Э.Я. Картирование знаний для вуза: анализ подходов и пример использования. Открытое образование. 2024;28(3):12-24. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-12-24

For citation:


Gavrilova T.A., Kuznetsova A.V., Greenberg E.Y. Knowledge Mapping for the University: Analysis of Approaches and an Example of Its Use. Open Education. 2024;28(3):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-3-12-24

Просмотров: 379


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)