Опыт организации проектной деятельности школьников по направлению «Информационные технологии»
Abstract
Статья посвящена анализу опыта организации проектной работы школьников в области информационных технологий на базе высшего учебного заведения. Проектная деятельность традиционно рассматривается как наиболее эффективный способ профориентации школьников, вовлекающий учеников в реалистичную профессиональную деятельность, связанную с разработкой некоторого продукта или с проведением определенных исследований. Условиями успешной реализации проектной деятельности школьников на базе высшего учебного заведения являются экспертиза проектов на каждом этапе жизненного цикла, что должно обеспечить постановку реалистичных задач, получение измеримых результатов, объективное подведение итогов работы, а так же - привнесение новых технологий, подходов к решению сложных в инженерном отношении задач. В статье рассмотрены особенности организации учебного процесса, подходы к решению проблемы мотивации обучающихся. Обсуждаются принципы введения относительно сложных и наукоемких технологий в проекты учащихся 10 классов. Подробно изложены рекомендации по организации мастер-классов и лабораторных работ с освоением методов обработки изображений, стеганографии, машинного обучения. Рассмотрены задачи гамма-коррекции, управления резкостью изображения, применения дискретного косинусного преобразования для сжатия или встраивания информации в изображение, применение таких методов, как многослойный персептрон, дерево решений, метод опорных векторов для распознавания сигналов. Все перечисленные задачи доступны как в упрощенной, так и в усложненной формулировках, могут предполагать исследование. Акцент делается на рециркуляции знаний и навыков, полученных в школе. Значительное внимание уделяется наглядности, понятности получаемых результатов, возможности оценки применимости того или иного метода для решения задач проектной деятельности. Все работы проводятся таким образом, чтобы ученики могли приступить к исследованиям при минимальных затратах сил на подготовку и имели бы возможность впоследствии перенести изученные инструменты в свои индивидуальные проекты. Приведены рекомендации по выбору примеров, задач и обоснований, показавших относительно высокую эффективность при организации занятий. Подробно рассмотрены вопросы внедрения в учебный процесс базовых положений проектного подхода, а также продуктового подхода, как наиболее подходящего для реализации самостоятельных проектов школьниками. Большое внимание уделяется методологии проектной работы, проводятся специальные мероприятия, такие как питч-сессии стартапов, призванные дополнительно мотивировать школьников, помочь им выстроить работу над проектом системно, скорректировать цели и задачи проектов. Приводятся некоторые результаты проектной работы школьников в области информационных технологий в течение 2023-24 учебного года на базе Национального исследовательского университета «МЭИ».
About the Authors
Сергей ВишняковRussian Federation
Вадим Лазарев
Russian Federation
Юлия Вишнякова
Russian Federation
References
1. Order 15.08.2023 № 750 of Department of Science and Education of Moscow Government [Online] https://profil.mos.ru/it/o-proekte.html (accessed 2024-08-15) (in Russian)
2. Ivanova L.V. Modulnii podhod k proektirovanyu i realizacii starsheklassnikami individualnykh proektovpo informatike. Vestnik MPGU. 2022. № 7 (136) pp. 17-22. DOI 10.25688/2072-9014.2021.56.2.02 (in Russian)
3. Murneva M.I at al Sozdanie pedagogicheskih klassov kak odin iz sposobov razvitiya lichnosti buduschih pedagogov. Energoeffectivnye i resursosberegayuschie tehnologii i sistemy Proceedings. Saransk. 2023. pp. 420-424. (in Russian)
4. Vishnyakova Y.N., Marakushina G.V. O roli i meste obratnoy sviazi v obrazovatelnom processe. Globalnyi nauchnyi potencial. 2022. № 7 (136) pp. 68-70. (in Russian)
5. Borghans L., Diris R., Smits W., De Vries J. The long-run effects of secondary school track assignment. PLoS ONE. 2019. Vol. 14, no. 10. с. 29 DOI:10.1371/journal.pone.0215493
6. Welcome to Python.org. [Oline] python.org (accessed 2024-08-15)
7. Clark J.A. Pillow (PIL Fork) 10.2.0 documentation. [Online] https://pillow.readthedocs.io/en/stable/index.html (accessed 2024-08-15)
8. NumPy. [Online] numpy.org (accessed 2024-08-15)
9. SciPy. [Online] scipy.org (accessed 2024-08-15)
10. Pedregosa F. Scikit-learn: Machine Learning in Python. JMLR 2011 № 12. С. 2825-2830.
11. MatPlotLib [Online] matplotlib.org (accessed 2024-08-15)
Review
For citations:
, , . Open Education. 2024;28(4).