Корпоративная технология внедрения автоматизированной системы: функционально-технологический и методический аспекты
Аннотация
Цель исследования заключается в формировании методического обоснования педагогической модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированной системы на основе принципов преемственности и экспериментальной проверке её применения в образовательном процессе вуза согласно требованиям ИТ-подразделений, вендоров и работодателей. Показано, что существует разрыв между социально-экономическим заказом на подготовку ИТ-специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью в области информационных систем, и недостаточным уровнем направленного формирования их готовности к реализации стадий создания автоматизированных систем. Кроме того, недостаток методик и практических рекомендаций по внедрению таких систем в условиях максимального сохранения корпоративных стандартов и с учетом требований российского законодательства, а также специалистов, компетентных в этих вопросах, определили целесообразность проведения исследования в двух аспектах – функционально-технологическом и педагогическом.
Методы и материалы. Ключевыми являются методы структурно-функционального и процессного моделирования, интерактивные методы организации образовательного процесса (метод проектов и др.). В качестве материалов исследования приводится функциональная модель разработки корпоративной технологии внедрения автоматизированной системы в виде дерева функций.
Результаты. В качестве результатов представлена модель причин и факторов, определяющих успешность проектов внедрения автоматизированных систем. Рассматривается роль фактора «квалификация команды исполнителя» и возможности образовательной среды вуза повлиять на этот фактор. Педагогический аспект проблемы исследования определяется методическим обоснованием проведения проектной работы студентов в рамках ряда дисциплин подготовки бакалавров и магистрантов по направлению «Прикладная информатика». Описание структуры и требований к проектам обучающихся дает представление об уровне формируемых компетенций, согласованности их с трудовыми функциями специалистов в области информационных систем.
Заключение. На данном этапе работы над проблемой исследования был определен двойственный ее характер. С одной стороны, современные ИТ-проекты требуют своих технологий и методологий управления, которые от проекта к проекту должны изменяться, поэтому важно иметь практические рекомендации по разработке корпоративной технологии внедрения автоматизированной системы. С другой стороны, одним из факторов успеха проекта внедрения автоматизированной системы является «Команда исполнителя проекта», ее уровень квалификации. Этот фактор успешно определяется и поддается влиянию со стороны образовательных учреждений, отвечающих за подготовку специалистов в этой области. В этом направлении ключевую роль играет метод проектов. Он обеспечивает выработку коммуникативных навыков, умения самостоятельно ставить проблему и вырабатывать путь ее совместного решения. Методические аспекты и практические результаты, обобщающие представленную в работе педагогическую модель подготовки бакалавров в области создания автоматизированных систем, а также разработки корпоративной технологии внедрения информационных систем, нашли отражение в трех электронных мультимедийных обучающих изданиях «Портфель проектов по программной инженерии», «Теория и практика внедрения ИС», «Теория и практика сопровождения ИС».
Об авторах
Ольга Евгеньевна МасленниковаРоссия
кандидат педагогических наук, магистр прикладной информатики, доцент, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий, стаж 23 года
Ольга Борисовна Назарова
Россия
кандидат педагогических наук, магистр прикладной информатики, доцент, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий,
Список литературы
1. Масленникова О.Е. Разработка корпоративной технологии внедрения интегрированной системы управления производством на промышленном предприятии. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; 2019: 144 с.
2. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Как разработать корпоративную технологию внедрения автоматизированной системы и обучить этому студентов? //Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 477-485.
3. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning // Фундаментальные исследования. 2015. № 8–2. С. 252-256.
4. Стебелев П.Н., Назарова О.Б., Саганенко А.А., Прасолова Е.А. Формирование жизненного цикла проекта внедрения технологии RPA на платформе UiPath // Прикладная информатика. 2019. Т. 14, № 6(84). С. 89-104. – DOI 10.24411/1993-8314-2019-10051.
5. Zhang L., Lee M.K.O., Zhang Z., Cheung C.M.K. (2004) ERP Systems Implementation Determinants and Success Measures in China: A Case Study Approach. In: Camp O., Filipe J.B.L., Hammoudi S., Piattini M. (eds) Enterprise Information Systems V. Springer, Dordrecht pp 109-116 DOIhttps://doi.org/10.1007/1-4020-2673-0_13. Print ISBN978-1-4020-1726-1. Online ISBN978-1-4020-2673-7.
6. Berger E.F. (2014) A Generic Model for Selecting an ERP Implementation Strategy. In: Piazolo F., Felderer M. (eds) Novel Methods and Technologies for Enterprise Information Systems. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, vol 8. Springer, Cham. pp 239-247. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-07055-1_19.
7. Almeida R., Teixeira M. (2010) Evaluating the Success of ERP Systems’ Implementation: A Study about Portugal. In: Quintela Varajão J.E., Cruz-Cunha M.M., Putnik G.D., Trigo A. (eds) ENTERprise Information Systems. CENTERIS 2010. Communications in Computer and Information Science, vol 109. Springer, Berlin, Heidelberg. pp 180-190. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-16402-6_20.
8. Mengistie A.A., Heaton D.P., Rainforth M. (2013) Analysis of the Critical Success Factors for ERP Systems Implementation in U.S. Federal Offices. In: Piazolo F., Felderer M. (eds) Innovation and Future of Enterprise Information Systems. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, vol 4. Springer, Berlin, Heidelberg. pp 183-198. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-642-37021-2_15.
9. Fischer M., Heim D., Janiesch C., Winkelmann A. (2017) Assessing Process Fit in ERP Implementation Projects: A Methodological Approach. In: Maedche A., vom Brocke J., Hevner A. (eds) Designing the Digital Transformation. DESRIST 2017. Lecture Notes in Computer Science, vol 10243. Springer, Cham. pp 3-20. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-319-59144-5_1.
10. Hooshang, M.B., Bruce, K.B., Dale, A.H., James, G.L (2014) Selection and critical success factors in successful ERP implementation. Compet. Rev. 24, 357–375.
11. Назарова О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности Прикладная информатика (в экономике) на основе Case-технологий // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 6. – С. 46. – EDN IJVRDV.
12. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов //Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 53-63.
13. Романова Е.В., Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем //Прикладная информатика. 2016. Т. 11. № 1 (61). С. 71-82.
14. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Технологический уровень оценки эффективности процесса формирования компетенций ИТ-специалистов информационных систем // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 353.
15. Масленникова, О.Е., Назарова О.Б., Гаврицков С.А. Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 413-429. – DOI 10.32744/pse.2020.1.30. – EDN TRQNCA.
16. Масленникова О.Е., Назарова О.Б., Скарлыгина Н.В. Теория и практика сопровождения информационных систем: учебное пособие. Магнитогорск. 2018.
17. Масленникова О.Е., Назарова О.Б., Скарлыгина Н.В. Теория и практика внедрения информационных систем: учебное пособие. Магнитогорск. 2018.
18. Назарова О.Б., Масленникова О.Е, Наумова У.В. Разработка автоматизированной системы: полный жизненный цикл: Учебно-методическое. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; 2020: 120 с.
19. Стебелев, П. Н., Назарова О.Б., Андрушко Е.М. Программное решение для эффективной работы проектной команды компании - разработчика комплексных промышленных систем // Журнал исследований по управлению. – 2022. – Т. 8, № 5. – С. 3-9.
20. Петеляк, В. Е. Применение спиральной модели обучения при подготовке 1С-специалистов // Новые информационные технологии в образовании : Сборник научных трудов XXI Международной научно-практической конференции, Москва, 02–03 февраля 2021 года / Под общей редакцией Д.В. Чистова. Том Часть 1. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "1С-Паблишинг"; 2021: С. 387-390.
21. Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е. Опыт реализации магистерской программы «Прикладная информатика в экономике» // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XII международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 761-774.
22. Ефимова И.Ю., Гусева Е.Н., Варфоломеева Т.Н., Чусавитина Г.Н. Формирование компетенции в области управления проектами у будущих ИТ-специалистов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 80-86.
23. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Разработка корпоративного стандарта управления ИТ-проектами для ИТ-компаний: Учебное пособие. Магнитогорск. 2017.
24. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н., Миронова А.А. Создание корпоративной системы управления проектами в ИТ-компании: Учебное пособие. Электронное издание. Магнитогорск. 2016.
25. Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н., Мусийчук М.В. Разработка базы знаний интеллектуальной системы поддержки обучения ИТ-специалистов с использованием онтологического моделирования //Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 33.
26. Грекул В.И. Управление внедрением информационных систем: учебник. М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/isimman/ (дата последнего обращения: 23.02.2015).
27. Борисов А. Управление бизнес-процессами: принципы и компромиссы/ А.Борисов //Intelligent Enterprise № 18, 2008. – URL-адрес: http://www.topsbi.ru/default.asp?artID=1574
28. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Davletkireeva L. Z., Novikova T. B. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters' training connected with applied informatics // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2016. – Vol. 11, No. 3. – P. 2030-2036. – EDN WSKKHH.
Рецензия
Для цитирования:
Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Корпоративная технология внедрения автоматизированной системы: функционально-технологический и методический аспекты. Открытое образование. 2024;28(5).
For citation:
Maslennikova O., Nazarova O.B. Corporate technology for the implementation of an automated system: functional, technological and methodological aspects. Open Education. 2024;28(5).