Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников

https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-35-52

Аннотация

Целью исследования заключается описании разработки и апробации структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников, ее теоретическом обосновании, а также в определении поддерживающих данную модель организационно-педагогических условий. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с потребностью государства и общества в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования дошкольников. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа основных подходов в области подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников и уточнении ключевых понятий: «цифровизация образования дошкольников» и «подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников». На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методологические подходы: профессионально-деятельностный подход к подготовке будущих педагогов, компетентностный подход в области проектирования результатов образования, личностный подход, теории, концепции и взгляды исследователей на проблему применения цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по теме исследования; конкретизация данных; обобщение психолого-педагогической литературы; сравнение данных по данной проблематике; дедукция; содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирические (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; анкетирование; тестирование; анализ продуктов деятельности (выполнение практических заданий, ЭССЕ); качественный, количественный и статистические методы обработки полученных результатов на основе сравнительного анализа U-критерия Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента).

Результаты. В рамках проведенного исследования была разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Определены структурные компоненты готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников: общепользовательский общепедагогический, предметно-педагогический, ценностно-мотивационный, разработаны критерии ее сформированности и показатели каждого критерия. Нами выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие поддержку в реализации структурно-функциональной модели подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. В рамках опытно-поисковой работы приняли участие 120 студентов, различных форм обучения: очной, заочной, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование» на базах: ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринск (60 человек) и Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алма-Ата. (60 человек). Результат опытно-поисковой работы показал значительное улучшение в подготовке будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников, что свидетельствует об успешности предложенной структурно-функциональной модели. Большая часть студентов в экспериментальных группах показала положительную динамику: в ЭГ-1 прогрессивный уровень вырос с 20% (6 студ.) до 40% (12 студ.), в группе ЭГ-2 также прогрессивный уровень увеличился с 23% (7 студ.) до 40% (12 студ.). При этом наиболее значительные результаты по всем четырем компонентам готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников выявлены в группе ЭГ-3, где были реализованы два педагогических условия: начальный уровень снизился с 13% (4 студ.)       до 0% (0 студ.), функциональный уровень уменьшился с 60% (18 студ.) до 47% (14 студ.) и прогрессивный уровень вырос с 27% (8 студ.) до 53% (16 студ.).

Заключение. В заключении можно сделать вывод, что подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников является актуальной задачей современного образования, решение которой
завязано на научном обосновании и выявлении комплекса необходимых компетенций, которыми должен обладать современный
специалист. В процессе работы нами установлено, что подготовка будущих педагогов к цифровому образованию дошкольников будет эффективнее при разработке и апробации структурно-функциональной модели и поддерживающих ее организационно-педагогических условий. В рамках проведенного исследования была разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Определены структурные компоненты готовности будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников: общепользовательский общепедагогический, предметно-педагогический, ценностно-мотивационный, разработаны критерии ее сформированности и показатели каждого критерия.

Об авторах

А. И. Климина
Шадринский государственный педагогический университет
Россия

Александра Игоревна Климина - ассистент, аспирант



О. В. Крежевских
Тюменский государственный университет
Россия

Ольга Валерьевна Крежевских - кандидат педагогических наук, доцент

 



Список литературы

1. Приказ «О плане мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021–2027 годы» // Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 декабря 2020 г. № 644. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/7382/.

2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. [Электрон. ресурс]. 2019. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.12.2013 № 30550. [Электрон. ресурс]. 2016. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

4. Образование 2030. Дорожная карта: Сборник статей международной научно практической конференции [Электрон. ресурс]. (Москва, 15–16 июня 2021 г.) / Под ред. Е.Н. Дзятковской, В.В. Пустоваловой. М.: Перо, 2021. 287 с. Режим доступа: http://partner unitwin.net/wp-content/uploads/2022/04/Моргун-Д.В.pdf.

5. Лукша П. Образование для сложного мира [Электрон. ресурс] // Форсайт. 2018. С. 213. Режим доступа: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf.

6. Варламовой Д., Судакова Д. Атлас новых профессий 3.0. [Электрон. ресурс]. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с. Режим доступа: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas_30.pdf .

7. Елисеева Е.Ю. Формирование готовности студентов технических вузов к конструкторско графической деятельности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2007.

8. Крюкова, Е.М. Теоретические аспекты изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 4447.

9. Поваренков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности [Электрон. ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 4. С. 4–39. Режим доступа: http://work org-psychology.ru/engine/documents/document267.pdf.

10. Riina Vuorikari DigComp 2.1. The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use // Joint Research Centre, European Commission [Электрон. ресурс]. 2020. 49 с. Режим доступа: https:// www.researchgate.net/publication/317013679_DigComp_21_The_digital_competence_framework_for_citizens_with_eight_proficiency_levels_and_examples_of_use.

11. Россия 2025: от кадров к талантам // The Boston Consulting Group. [Электрон. ресурс]. 2017. 70 с. Режим доступа: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf.

12. Carretero Gomez. Digicomp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use // Publications Office of the European Union, Luxembourg. [Электрон. ресурс]. 2017. Режим доступа: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281.

13. Ming Hung Lin, Huang Cheng Chen, Kuang Sheng Liu A Study of the Effects of Digital Learning on Learning Motivation and Learning Outcome // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2023. Т. 13. № 7. С. 3553–3564.

14. Будрейка Н.Н. Непараметрические методы исследования в психологии [Электрон. ресурс] // Журнал Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 40–48. Режим доступа: https://elibrary.ru/hzznvd.

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 – редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. [Электрон. ресурс]. 2020. Режим доступа: https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf.

16. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для вузов [Электрон. ресурс]. М.: Юрайт, 2020. 165 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453978.

17. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984. 256 с.


Рецензия

Для цитирования:


Климина А.И., Крежевских О.В. Подготовка будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников. Открытое образование. 2024;28(6):35-52. https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-35-52

For citation:


Klimina A.I., Krezhevskikh O.V. Preparing Future Teachers for the Digitalization of Preschool Education. Open Education. 2024;28(6):35-52. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-35-52

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)