Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Особенности развития мышления инженера в ходе подготовки в вузе (на примере изучения дисциплины инженерная графика)

https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-22-34

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития мышления инженера в ходе изучения инженерной графики в вузе. Актуальность. Условия деятельности современного инженера требуют профессиональной подготовки. Одной из дисциплин подготовки инженеров является начертательная геометрия и инженерная графика (НГ и ИГ), которая развивает мышление инженера. Целью исследования является процесс развития мышления инженеры в ходе изучения начертательной геометрии и инженерной графики. В ходе исследования использовались теоретические методы анализа, синтез структуры модуля, синтеза и обобщений, контроль знаний, практические методы выполнения графических заданий, методы математической статистики оценки учебных достижений, анализ литературных источников и учебной литературы, эксперимент. Теоретическая значимость и новизна определяется положениями, достигнутыми входе исследования. Мышление имеет формы и виды мышления. Уровень мышления инженера базируется на знаниях, в сочетающий теоретического и практического опыта жизнедеятельности, который определяет его логику мышления. Основой развития мышления являются психические образования. В данном процессе, должно быть важным формирование знаний и качества знаний инженера в ходе подготовки. Качества знаний студента выявляются в результате усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Инженерная графика развивает мышление по средствам формирования знания, навыки, умения (з.н.у.), как основа для умозаключений, соответствующих теоретическому уровню специальности подготовки студента. НГ и ИГ позволяет развивать психические процессы: восприятие, представление, воображение, память, речь и т.д.; качества знаний: полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность; развивать мышление: подразумевает развитие качеств мышления, видов мышления, форм мышления, уровней мышления. Практическую значимость характеризуют выводы исследования. НГ и ИГ является важной дисциплиной в успешной подготовке будущего специалиста, так как при ее изучении у студентов появляются знания основ конструкторской документации, умения выполнять различные виды конструкторской деятельности и чтения чертежей, навыки оформления конструкторской документации при изучении других дисциплин направления подготовки, компетенции инженера способного читать и оформлять конструкторские документы для изделий производства. НГ и ИГ развивает мышление по средствам формирования з.н.у., как основы для умозаключений, соответствующих теоретическому уровню специальности подготовки студента. НГ и ИГ позволяет развивать психические процессы: восприятие (в процессе изучения теоретического материала и практического выполнения заданий по ИГ), представление (совокупность знаний о видах проецирования: центральное, ортогонально, аксонометрическое) исходя из вида, выполнить задание, воображение (для построения фигур или деталей на чертеже целесообразно вообразить и построить линии связи в целях правильного построения проекций), память (знание требований ЕСКД позволяет видеть изображенные виды конструкторской документации, чертежи деталей и т.д.), речь (характеризуется терминами характерными для той или иной специальности или дисциплины) и т.д.

Об авторах

В. И. Ваулин
Филиал Самарский государственный технический университет
Россия

Владимир Иванович Ваулин - К.э.н., доцент кафедры Общетеоретические
дисциплины, Сызрань



С. А. Сингеев
Филиал Самарский государственный технический университет
Россия

Сергей Александрович Сингеев - К.т.н., доцент кафедры Общетеоретические дисциплины, Сызрань



Н. И. Филончик
Филиал Самарский государственный технический университет
Россия

Наталья Ивановна Филончик - доцент кафедры Химические технологии, Сызрань



С. В. Ваулин
АО «ТЯЖМАШ»
Россия

Сергей Владимирович Ваулин - начальник отдела маркетинга и рекламы
программного обеспечения



Список литературы

1. Андрюшина Т. В. Структура образа и ос новы его формирования в графической деятельности. Профессиональное образование: тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов /под ред. Н. В. Силкиной. Новосибирск: СГУПС, 2006. (Дата обращения: 7.10.2024).

2. Алтухов В. Л. О перестройке мышления. М.: Знание, 1989.

3. Бауэр Н.В., Красовская Н.И., Шушарина И.В., Романова А.А., Сычева А.В. Интерактивные методы формирования пространственного мышления будущих инженеров // Высшее образование сегодня. 2020. С. 25–29. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.25. (Дата обращения: 7.10.2024).

4. Байкалова С.М., Куткина Н.А. Особенности изучения инженерной графики// Журнал Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. Т. 4. С. 382– 391. DOI: 10.24412/2071-6168-2021-4-382-391. (Дата обращения: 27.10.2024).

5. Бахмудкадиев Н.Д. Инновационный подход к изучению инженерной графики // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 128–129. (Дата обращения: 27.10.2024).

6. Борисенко И.Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 12(59). С. 355–357. (Дата обращения: 27.10.2024).

7. Борисенко И.Г., Петровская Н.М. Информационные технологии в преподавании графических дисциплин при формировании профессиональных компетенций // Вестник ВСГУТУ. 2012. № 4(39). С. 38–42. (Дата обращения: 27.10.2024).

8. Борисенко И.Г., Головина Л.Н., Володи на Д.Н. Проблемы инженерного образования. Повышение эффективности самостоятельной работы // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 1(84). С. 171–175. (Дата обращения: 7.10.2024).

9. Быстрова Н.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 43–46. (Дата обращения: 2.10.2024).

10. Васильев А.А., Горин Л.Н., Игошин Д.Н. Развитие мышления студентов технических специальностей [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. № 4. Режим до ступа: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN415.pdf. (Дата обращения: 27.10.2024).

11. Ваулин В.И. Инновационные подходы повышения качества подготовки выпускников вузов. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 213 с.

12. Ваулин В.И., Сингеев С.А. Инженерная графика: Практикум. Часть I. Начертательная геометрия. Сызрань: филиал СамГТУ в г. Сызрань, 2021. 124 с.

13. Ваулин В.И., Сингеев С.А. Инженерная графика: Практикум. Часть 2. Сызрань: филиал Самарского государственного технического университета в г. Сызрани, 2021. 200 с.

14. Горячкина А.Ю., Корягина О.М. Определение натуральных величин геометрических фигур и их относительного положения в пространстве способами преобразования ортогональных проекций [Электрон. ресурс] // Жур нал Cloud of science. 2020. Т. 7. № 3. С. 451–471. Режим доступа: http://cloudofscience.ru. (Дата обращения: 27.10.2024).

15. Джаводян В.Г., Печников Ю.С. Альбом конспектов – схем по «Военной психологии и педагогике». Сызрань: СВВАУЛ, 2001. С. 16.

16. Жидкова Е.В., Щербакова О.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов в процессе формирования навыков графической подготовки // Профессиональное образование в современном мире. 2017. № 1. Т. 7. С. 897–902. DOI: 10.15372/PEMW20170121. (Дата обращения: 7.10.2024).

17. Заикин В.К. Развитие мышления студентов вуза в процессе освоения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 2A-3А. С. 353–358. DOI: 10.34670/AR.2023.68.50.046. (Дата обращения: 27.10.2024).

18. Качества знаний. Российская Педагогическая Энциклопедия. Москва, 1993. № 1. С. 424.

19. Краткий психологический словарь. Москва, 1985. С.191–194.

20. Кострюков А.В., Семагина Ю.В. Самостоятельная работа студентов как объект учебно-образовательной методики преподавания геометро-графических дисциплин [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 8. С. 50–61. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/191056. htm. DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11056. (Дата об ращения: 27.10.2024).

21. Колоскова Г.А. Развитие технического мышления будущих инженеров при изучении начертательной геометрии и инженерной графики // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. 2020. С. 157–159. (Дата обращения: 2.10.2024).

22. Мичурова Н.Н., Мирошин Д.Г., Мичуров Н.С. Применение модульной технологии при изучении инженерной графики [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31177 (Дата обращения: 27.10.2024).

23. Мышление и его виды. Понятие предикативного мышления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/. (Дата обращения: 27.10.2024).

24. Назарова Ж.А. Обоснование последовательного изучения разделов начертательной геометрии и инженерной компьютерной графики [Электрон. ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 133–137. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39510. (Дата обращения: 27.10.2024).

25. Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса. М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 2022. 270 с. (Дата обращения: 27.10.2024).

26. Рабочая программа дисциплины «Инженерная графика» по направлению «Технологические машины и оборудование» профилю под готовки «Технология, процессы и оборудование нефтегазопереработки». Сызрань: СамГТУ ФГ БОУ ВО, 2023. 55 с.

27. Романкова М.В. Развитие проектно-конструкторских способностей у студентов технических вузов: на примере изучения инженерной графики: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь, 2006. (Дата об ращения: 27.10.2024).

28. Русинова Л.П. Системный подход в из учении начертательной геометрии [Электрон. ресурc] // Молодой ученый. 2010. № 9(20). С. 268–273. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/20/1994/. (Дата обращения: 14.09.2023).

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.

30. Очиров М.Н., Гармаева О.А. Развитие профессионального мышления будущих инженеров // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 15. С. 57– 60. (Дата обращения: 27.10.2024).

31. Пашкин С.Б., Кверевкина Д.Г. Психические познавательные процессы в условиях служебной деятельности. СПб.: ВИИТ, 2013. 59 с. (Дата обращения: 27.10.2024).

32. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Методологические аспекты построения системы методов формирования инженерного мышления в условиях использования информационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 97–101. (Дата обращения: 27.10.2024).

33. Тимофеев В.Н., Демина Ю.Ю. Развитие методики преподавания инженерно-графических дисциплин в техническом вузе // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. № 2–1(41). С. 116–119. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10120. (Дата обращения: 27.10.2024).

34. Тропин С.Л., Суркова Н.Г., Юренкова Л.Р. Совершенствование методики преподавания дисциплины «Инженерная графика» // Главный механик. 2023. № 1. DOI: 10.33920/pro-2-2301-08. (Дата обращения: 27.10.2024).

35. Черемных Н.Н., Тимофеева Л.Г. Значение и место инженерной графики в системе подготовки современного бакалавра по автотранспортным направлениям [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11763. (Дата обращения: 15.09.2023).

36. Шамис А.Л. Мышление: определения, типы, схемы процесса // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 3–14. (Дата обращения: 27.10.2024).

37. Шевченко О.М. Элективные курсы по геометро-графической подготовке в учреждениях профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2(89). С. 236–246. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-24. (Дата обращения: 27.10.2024).


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ваулин В.И., Сингеев С.А., Филончик Н.И., Ваулин С.В. Особенности развития мышления инженера в ходе подготовки в вузе (на примере изучения дисциплины инженерная графика). Открытое образование. 2024;28(6):22-34. https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-22-34

For citation:


Vaulin V.I., Singeev S.A., Filonchik N.I., Vaulin S.V. Features of the Development of an Engineer’s Thinking in the Course of Training at a University (Using the Example of Studying the Discipline “Engineering Graphics”). Open Education. 2024;28(6):22-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/10.21686/1818-4243-2024-6-22-34

Просмотров: 204


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)