Сущность и структура понятия «профессиональное воспитание студентов» через социальные сети и цифровые медиа платформы
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-15-25
Аннотация
Статья посвящена раскрытию понятия профессионального воспитания в эпоху цифровизации, значению медиаплатформ и социальных сетей в подготовке студентов к успешной профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание является основой образовательного процесса, играющего важную роль в развитии общества. Это касается не только профессиональных компетенций студентов, но и их личностных качеств, необходимых для устойчивого развития в условиях современной экономики и социальной среды. Понятие профессиональное воспитание касается отдельных личностей и имеет значительные последствия как на уровне страны, так и в мировом сообществе. Основными аспектами социальной пользы профессионального воспитания является его вклад в развитие экономики, социальная стабильность, снижение социальных ограничений, возможность каждому человеку добиться успехов в профессиональной деятельности, формирование гражданской ответственности и социальной солидарности. Таким образом профессиональное воспитание способствует появлению специалистов, которые могут адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, вызванными новыми технологиями, инновациями и автоматизацией. Страны, которые уделяют внимание профессиональному воспитанию, имеют более высокие темпы конкурентоспособности на мировой арене и обеспечивают стабильное экономическое развитие. Профессиональное воспитание помогает формировать социальные нормы и ценности, адаптироваться к вызовам цифровой эпохи. Инновации способствуют культурному и экономическому росту, а профессиональное воспитание помогает развивать эти качества у студентов. В статье рассматривается объективность заинтересованности педагогов и студентов к медиаплатформам и социальным сетям, как к новым формам профессионального воспитания, обучения и расширения образовательного пространства. Освещается объективная закономерность и интерес исследователей к изучению данной темы.
Материалы и методы исследования. Основу исследования составляют отечественная и зарубежная, научно-исследовательская, философская и педагогическая литература, нормативно-правовые акты, законы и постановления Российской Федерации в сфере образования и воспитания молодёжи. При изучении источников и материалов по данной тематике использовались методы теоретического анализа. Был проведён анализ понятийно-теоретического аппарата, сравнение, обобщение, синтез, выборочные опросы. Изучен и обобщён опыт работ по профессиональному воспитанию в системе высшего образования. Сделан обзор опубликованных научных работ и статей по теме профессионального воспитания с использованием медиаплатформ с целью анализа существующих подходов, выявления основных тенденций и определения перспектив дальнейших исследований.
Результаты. В результате исследования рассмотрены основополагающие философские идеи воспитания. Изучен аспект формирования понятий «воспитание» и «профессиональное воспитание», даны определения этих терминов и их взаимосвязь в гражданском и нравственном формировании личности. Отражена роль профессионального воспитания в подготовке студентов, как будущих специалистов. Выделена роль социальных медиа в контексте образовательного процесса. Изучен и проанализирован опыт исследователей социальных медиа в профессиональном воспитании и образовательном процессе, составлен рейтинг этих понятий.
Заключение. Проведенный анализ и выводы исследования в сфере профессионального воспитания могут быть использованы в педагогической и научной деятельности по рассматриваемой проблеме. Выведены общие и отличительные особенности понятий «воспитание» и «профессиональное воспитание». Показана актуальность профессионального воспитания через цифровые платформы. Доказана перспективность исследований по данной тематике и социальная польза профессионального воспитания с помощью социальных сетей и медиаплатформ в рамках страны и всего мирового сообщества.
Об авторах
В. Д. БайрамовРоссия
Вагиф Дейрушевич Байрамов, Д.с.н., профессор, заведующий лабораторией обучающихся с особыми образовательными потребностями
Москва
Р. Е. Горланов
Россия
Родион Евгеньевич Горланов, Аспирант
Москва
Список литературы
1. Маслиева Е.С. Подготовка будущих учителей иностранного языка к организации контроля учебных достижений младших школьников с помощью игровых технологий. Диссертация канд. пед. наук. Севастополь, 2024.
2. Независимая газета от 3 июля 2019 года.
3. Платон. Книга: Государство. СПб.: Азбука, 2021. 480 с.
4. Аристотель. Книга: Метафизика. Политика. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2022. 704 с.
5. Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: МИК, 2000. 311 с.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-пресс, 2004.
7. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская школа, 1964.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2024. 736 с.
9. Консультант Плюс [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru. 10. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодёжи. Профессиональное воспитание учащейся молодёжи. М.: Высшая школа, 1978. 216 с.
10. Рыбцова Л.Л. Социология воспитания. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019.
11. Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник. М.: Педагогический процесс, 2016. 48 с.
12. Целых М.П. Социальные медиа в образовании специалистов социально-педагогической сферы // Медиаобразование. 2017. № 2. С. 139–151.
13. Рупасова Я.Е. Роль контента социальных медиа в формировании у студентов бакалавриата профессиональных качеств // Вестник Костромского государственного университета. Се рия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 186–191. DOI: 10.34216/2073- 1426-2020-26-2-186-191.
14. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография; под ред. А.В. Мудрика. М.: МПГУ, 2011. 400 c.
15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
16. Devi K.S., Gouthami E., Lakshmi V.V. Role of Social Media in Teaching-Learning Process [Электрон. ресурс] // Journal of Emerging technologies and Innovative Research. 2019. Т. 6. № 1. С. 96–103. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330497773_Role_of_ Social_Media_in_Teaching-Learning_Process.
17. Когтева Е.В. Обучение профессионально ориентированному аудированию на французском языке в неязыковом вузе // Социально-гуманитарные технологии. 2022. № 4(24). С. 79–84.
18. Тома Ж.В., Пашковская С.С., Емелин В.Н. Профессиональное воспитание студентов с использованием платформы электронной образовательной среды ВУЗа [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6–1. Режим доступа: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=32187.
19. Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков [Электрон. ресурс] // Гуманитарные научные исследования. Режим доступа: http://human. snauka.ru/2016/12/18054.
Рецензия
Для цитирования:
Байрамов В.Д., Горланов Р.Е. Сущность и структура понятия «профессиональное воспитание студентов» через социальные сети и цифровые медиа платформы. Открытое образование. 2024;28(5):15-25. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-15-25
For citation:
Bayramov V.D., Gorlanov R.E. The Essence and Structure of the Concept “Professional Education of Students” Through Social Networks and Digital Media Platforms. Open Education. 2024;28(5):15-25. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-15-25