Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Система компьютерного моделирования трудовых функций агронома

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-26-36

Аннотация

Целью работы является разработка системы компьютерного моделирования трудовых функций агронома как наиболее оптимального решения в вопросе обучения дошкольников и младших школьников тенденциям и технологиям ведения сельского хозяйства, направленного на повышение привлекательности профессий в области сельского хозяйства. Среди основных задач исследования – изучение сущности компьютерного моделирования как метода обучения в работах отечественных ученых, а также построение моделей и их реализация с помощью высокоуровневых языков программирования с целью получения информационной системы трудовых функций агронома.

 Материалы и методы. При осуществлении анализа проводилось изучение научно-технической литературы по вопросу использования систем компьютерного моделирования в образовательной сфере. Проводился анализ рынка систем компьютерного моделирования в отрасли сельского хозяйства растениеводство. При визуализации и описании моделей системы использовалась нотация моделирования UML. Диаграмма вариантов использования данной нотации позволила описать функциональные требования и взаимодействия между системой и ее пользователем. Диаграмма последовательности нотации UML использовалась для моделирования взаимодействия главного меню, игровой сцены и персонажа игры с течением времени. Диаграмма классов позволила определить структуру системы и отношения между ее объектами, а также обзор атрибутов и операций выделенных классов. Спроектированные модели системы были реализованы на языке программирования C# в среде разработки Visual Studio.

Результаты. В ходе исследования была выявлена потребность во внедрении в содержание современного образовательного процесса новых форм, методов и средств обучения, реализация которых, в большей степени, осуществляется с использованием информационных технологий. Наиболее оптимальным решением в вопросе обучения детей тенденциям и технологиям ведения сельского хозяйства, ставшим актуальным в свете бурного развития сельского хозяйства и его цифровой трансформации, явилось внедрение систем компьютерного моделирования. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в работах Л.В. Жук, М.В. Ларионова, Н.Б. Розовой и др. уделяется большое внимание использованию компьютерного моделирования как средства обучения. По мнению автора использование данной технологии в образовательном процессе позволяет реализовать такие принципы обучения, как принцип интегративности обучения, принцип практико-ориентированного подхода, принцип дифференциации обучения и принцип диалогичности обучения. Отечественные разработки по рассматриваемой предметной области на рынке информационных систем отсутствуют. Автором исследования была спроектирована и реализована с использованием объектно-ориентированного языка программирования C# система компьютерного моделирования трудовых функций агронома как технологии обучения профессиональным задачам агронома на различных этапах аграрной эволюции. Предлагаемое решение позволяет познакомиться с четырьмя значимыми аграрными революциями, которые сыграли решающую роль в трансформации сельского хозяйства: неолитическая революция, революция земледелия эпохи Возрождения, зеленая революция и цифровая революция в сельском хозяйстве.

Заключение. Важно отметить, что система компьютерного моделирования трудовых функций агронома представляет интерес для учреждений дошкольного и начального образования. Также данная разработка может применяться в системе дополнительного образования детей. Использование компьютерной игры в образовательном процессе позволит расширить знания детей о сельском хозяйстве: познакомит с различными сельскохозяйственными процессами, такими как посадка, выращивание и уборка урожая, а также с различными видами технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Это будет способствовать развитию интереса к изучению сельского хозяйства и, как следствие, росту мотивации учащихся связать свою профессиональную деятельность с сельским хозяйством. 

Об авторе

И. Е. Быстренина
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Россия

Ирина Евгеньевна Быстренина, К.п.н. доцент, доцент кафедры информатики

Москва



Список литературы

1. Землянский А.А., Быстренина И.Е. Информационные технологии в науке и образовании. М.: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013. 147 с.

2. Быстренина И.Е. Новые информационные технологии. М.: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2017. 76 с.

3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. 336 с.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интердиалект+, 1997.

5. Жданов С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. Автореферат канд. пед. наук. Москва, 1992. 34 с.

6. Кузнецов А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореферат доктора пед. наук. Москва, 1988. 47 с.

7. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в пединституте. Автореферат доктора пед. наук. Москва, 1991.

8. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. 354 с.

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа – Пресс, 1994.

10. Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Мазитов Р.М., Шайхутдинова Н.А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 104–110.

11. Могилев А.В. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады. М.: Прожект Хармони, Инк., 2000.

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М.: Академия, 1998.

13. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.

14. Федулова К.А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию. Диссертация канд. пед. наук. 2014. 210 с.

15. Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореферат доктора пед. наук. Мoсква, 1994. 418 с.

16. Казиев В.М. Информация: понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения // Информатика и образование. 2000. № 4. С. 12–22.

17. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М.: Физматлит, 2001. 320 с.

18. Жук Л.В. Активизация мыслительной деятельности будущих учителей математики в области геометрии средствами компьютерного моделирования. Автореферат канд. пед. наук. Елец, 2007. 25 с.

19. Ларионов М.В. Формирование экспериментальных умений при обучении физике на основе компьютерного моделирования у курсантов военного вуза. Автореферат канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 24 с.

20. Розова Н.Б. Применение компьютерного моделирования в процессе обучения: На примере изучения молекулярной физики в средней общеобразовательной школе. Автореферат канд. пед. наук. Вологда, 2002. 26 с.

21. Tatarintsev M., Korchagin S., Nikitin P., Gorokhova R., Bystrenina,I., Serdechnyy D. Analysis of the forecast price as a factor of sustainable development of agriculture // Agronomy. 2021. Т. 11. № 6. DOI: 10.3390/agronomy11061235.

22. Комарова С.В., Н.В. Сергеева, Е.В. Чухачева. Использование технологий цифрового обучения в программных документах развития региона // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 119–128.

23. Сергеева Н.В., Волков Р.В., Никода М.В. Цифровизация сельского хозяйства в контексте устойчивого развития АПК // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал современной науки как драйвер устойчивого развития» (Санкт-Петербург, 29–30 октября 2021 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 76–78.

24. Абдуллина О.А., Глоточкин А.Д., Забродин Ю.М. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент) / под ред. В.А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. 36 с.

25. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Издательский цент «Академия», 2001. 272 с.

26. Орлов А.А. Педагогика: Концепция и учебная программа для студентов педагогического вуза. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001. 34 с.

27. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя как предмет социально-педагогического исследования // Вопросы высшего педагогического образования. Томск: НОУУ, 1971. С. 41–62.

28. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Ленинград: Просвещение, 1967. 266 с.

29. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Диссертация доктора пед. наук. Казань, 1996. 320 с.

30. Быстренина И.Е. Использование CASEсредства RAMUS EDUCATIONAL для решения задач анализа и проектирования информационных систем // Доклады ТСХА. Международная научная конференция, посвященная 155-летию РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева. (Москва, 02–04 декабря 2020 г.). Том ВЫПУСК 293 Часть II. М.: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2021. С. 225–228.


Рецензия

Для цитирования:


Быстренина И.Е. Система компьютерного моделирования трудовых функций агронома. Открытое образование. 2024;28(5):26-36. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-26-36

For citation:


Bystrenina, I.E. Computer-Modeling System of Agronomist’s Labor Functions. Open Education. 2024;28(5):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-26-36

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)