Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Корпоративная технология внедрения автоматизированной системы: функционально-технологический и методический аспекты

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-37-45

Аннотация

Цель исследования заключается в формировании методического обоснования педагогической модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированной системы на основе принципов преемственности и экспериментальной проверке её применения в образовательном процессе вуза согласно требованиям ИТ-подразделений, вендоров и работодателей. Показано, что существует разрыв между социально-экономическим заказом на подготовку ИТ-специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью в области информационных систем, и недостаточным уровнем направленного формирования их готовности к реализации стадий создания автоматизированных систем. Кроме того, недостаток методик и практических рекомендаций по внедрению таких систем в условиях максимального сохранения корпоративных стандартов и с учетом требований российского законодательства, а также специалистов, компетентных в этих вопросах, определили целесообразность проведения исследования в двух аспектах – функционально-технологическом и педагогическом.

Методы и материалы. Ключевыми являются методы структурно-функционального и процессного моделирования, интерактивные методы организации образовательного процесса (метод проектов и др.). В качестве материалов исследования приводится функциональная модель разработки корпоративной технологии внедрения автоматизированной системы в виде дерева функций.

Результаты. В качестве результатов представлена модель причин и факторов, определяющих успешность проектов внедрения автоматизированных систем. Рассматривается роль фактора «квалификация команды исполнителя» и возможности образовательной среды вуза повлиять на этот фактор. Педагогический аспект проблемы исследования определяется методическим обоснованием проведения проектной работы студентов в рамках ряда дисциплин подготовки бакалавров и магистрантов по направлению «Прикладная информатика». Описание структуры и требований к проектам обучающихся дает представление об уровне формируемых компетенций, согласованности их с трудовыми функциями специалистов в области информационных систем.

Заключение. На данном этапе работы над проблемой исследования был определен двойственный ее характер. С одной стороны, современные ИТ-проекты требуют своих технологий и методологий управления, которые от проекта к проекту должны изменяться, поэтому важно иметь практические рекомендации по разработке корпоративной технологии внедрения автоматизированной системы. С другой стороны, одним из факторов успеха проекта внедрения автоматизированной системы является «Команда исполнителя проекта», ее уровень квалификации. Этот фактор успешно определяется и поддается влиянию со стороны образовательных учреждений, отвечающих за подготовку специалистов в этой области. В этом направлении ключевую роль играет метод проектов. Он обеспечивает выработку коммуникативных навыков, умения самостоятельно ставить проблему и вырабатывать путь ее совместного решения. Методические аспекты и практические результаты, обобщающие представленную в работе педагогическую модель подготовки бакалавров в области создания автоматизированных систем, а также разработки корпоративной технологии внедрения информационных систем, нашли отражение в трех электронных мультимедийных обучающих изданиях: «Портфель проектов по программной инженерии», «Теория и практика внедрения ИС», «Теория и практика сопровождения ИС».

Об авторах

О. Е. Масленникова
Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова
Россия

Ольга Евгеньевна Масленникова

Магнитогорск



О. Б. Назарова
Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова
Россия

Ольга Борисовна Назарова

Магнитогорск



Список литературы

1. Масленникова О.Е. Разработка корпоративной технологии внедрения интегрированной системы управления производством на промышленном предприятии. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. 144 с.

2. Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Как разработать корпоративную технологию внедрения автоматизированной системы и обучить этому студентов? // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 477–485.

3. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода Enterprise Architecture Planning // Фундаментальные исследования. 2015. № 8–2. С. 252–256.

4. Стебелев П.Н., Назарова О.Б., Саганенко А.А., Прасолова Е.А. Формирование жизненного цикла проекта внедрения технологии RPA на платформе UiPath // Прикладная информатика. 2019. Т. 14. № 6(84). С. 89–104. DOI: 10.24411/1993-8314-2019-10051.

5. Zhang L., Lee M.K.O., Zhang Z., Cheung C.M.K. ERP Systems Implementation Determinants and Success Measures in China: A Case Study Approach. In: Camp O., Filipe J.B.L., Hammoudi S., Piattini M. (eds) Enterprise Information Systems V. Springer, Dordrecht. 2024. С 109–116. DOI: 10.1007/1-4020-2673-0_13.

6. Berger E.F. A Generic Model for Selecting an ERP Implementation Strategy. In: Piazolo F., Felderer M. (eds) Novel Methods and Technologies for Enterprise Information Systems. Lecture Notes in Information Systems and Organisation 8. Springer, Cham. 2014. С. 239–247. DOI: 10.1007/978-3-319-07055-1_19.

7. Almeida R., Teixeira M. Evaluating the Success of ERP Systems’ Implementation: A Study about Portugal. In: Quintela Varajão J.E., Cruz-Cunha M.M., Putnik G.D., Trigo A. (eds) ENTERprise Information Systems. CENTERIS 2010. Communications in Computer and Information Science. Springer, Berlin, Heidelberg. 2010. С. 180– 190. DOI: 10.1007/978-3-642-16402-6_20.

8. Mengistie A.A., Heaton D.P., Rainforth M. Analysis of the Critical Success Factors for ERP Systems Implementation in U.S. Federal Offices. In: Piazolo F., Felderer M. (eds) Innovation and Future of Enterprise Information Systems. Lecture Notes in Information Systems and Organisation. Springer, Berlin, Heidelberg. 2013. C. 183–198. DOI: 10.1007/978-3-642-37021-2_15.

9. Fischer M., Heim D., Janiesch C., WinkelmannA. Assessing Process Fit in ERP Implementation Projects: A Methodological Approach. In: Maedche A., vom Brocke J., Hevner A. (eds) Designing the Digital Transformation. DESRIST 2017. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham. 2017. C. 3-20. DOI: 10.1007/978-3-319-59144-5_1.

10. Hooshang M.B., Bruce K.B., Dale A.H., James G.L Selection and critical success factors in successful ERP implementation // Compet. Rev. 2014. № 24. С. 357–375.

11. Назарова О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности Прикладная информатика (в экономике) на основе Case-технологий // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 46.

12. Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 53–63.

13. Романова Е.В., Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем // Прикладная информатика. 2016. Т. 11. № 1(61). С. 71–82.

14. Назарова О.Б., Масленникова О.Е. Технологический уровень оценки эффективности процесса формирования компетенций ИТ-специалистов информационных систем // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 353.

15. Масленникова, О.Е., Назарова О.Б., Гаврицков С.А. Роль и место технологий автоматизированного проектирования и разработки информационных систем в подготовке бакалавра прикладной информатики // Перспективы науки и образования. 2020. № 1(43). С. 413–429. DOI 10.32744/pse.2020.1.30.

16. Масленникова О.Е., Назарова О.Б., Скарлыгина Н.В. Теория и практика сопровождения информационных систем. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018.

17. Масленникова О.Е., Назарова О.Б., Скарлыгина Н.В. Теория и практика внедрения информационных систем. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018.

18. Назарова О.Б., Масленникова О.Е, Наумова У.В. Разработка автоматизированной системы: полный жизненный цикл. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. 120 с.

19. Стебелев П.Н., Назарова О.Б., Андрушко Е.М. Программное решение для эффективной работы проектной команды компании-разработчика комплексных промышленных систем // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 5. С. 3–9.

20. Петеляк В.Е. Применение спиральной модели обучения при подготовке 1С-специалистов // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов XXI Международной научно-практической конференции, (Москва, 02–03 февраля 2021 г.) / Под общей ред. Д.В. Чистова. М.: Общество с ограниченной ответственностью «1С-Паблишинг», 2021. С. 387-390.

21. Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е. Опыт реализации магистерской программы «Прикладная информатика в экономике». Наука. Информатизация. Технологии. Образование // XII Международная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 25 февраля – 01 марта 2019 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 761–774.

22. Ефимова И.Ю., Гусева Е.Н., Варфоломеева Т.Н., Чусавитина Г.Н. Формирование компетенции в области управления проектами у будущих ИТ-специалистов // Alma mater: Вестник высшей школы. 2019. № 4. С. 80–86.

23. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Разработка корпоративного стандарта управления ИТ-проектами для ИТ-компаний. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017.

24. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н., Миронова А.А. Создание корпоративной системы управления проектами в ИТ-компании. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016.

25. Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н., Мусийчук М.В. Разработка базы знаний интеллектуальной системы поддержки обучения ИТ-специалистов с использованием онтологического моделирования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 33.

26. Грекул В.И. Управление внедрением информационных систем [Электрон. ресурс]. М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Режим доступа: http://www. intuit.ru/department/itmngt/isimman/.

27. Борисов А. Управление бизнес-процессами: принципы и компромиссы [Электрон. ресурс] // Intelligent Enterprise. 2008. № 18. Режим доступа: http://www.topsbi.ru/default.asp?artID=1574.

28. Nazarova O.B., Maslennikova O.E., Davletkireeva L.Z., Novikova T.B. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters’ training connected with applied informatics // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2016. Т. 11. № 3. С. 2030–2036.


Рецензия

Для цитирования:


Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Корпоративная технология внедрения автоматизированной системы: функционально-технологический и методический аспекты. Открытое образование. 2024;28(5):37-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-37-45

For citation:


Maslennikova O.E., Nazarova O.B. Corporate Technology for the Implementation of an Automated System: Functional, Technological and Methodological Aspects. Open Education. 2024;28(5):37-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2024-5-37-45

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)