Модель готовности учить в системе непрерывного педагогического образования с позиции ментального подхода
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-4-14
Аннотация
Цель исследования. Современная система образования сегодня остро нуждается в педагогических кадрах, способных осуществлять учебный процесс, направленный на удовлетворение запросов и возможностей обучающихся. В структуре профессиональной готовности учителя-предметника за результативность образовательной деятельности отвечает его готовность учить. Цель работы заключается в описании модели готовности учить с позиций ментального подхода в системе непрерывного педагогического образования «психолого-педагогические классы – профессиональная педагогическая подготовка – повышение квалификации учителей».
Материалы и методы. Анализ отечественных и зарубежных исследований в области профессиональной готовности учителя и его готовности учить позволили определить, что готовность учить – это ценностно-мотивированная способность учителя решать образовательные задачи на основе его практико-теоретической подготовки, обусловленной и изменяющейся в соответствие с современным состоянием системы образования и науки в целом. Готовность учить основывается на осознании учителем процесса обучения, направленного на себя, и направленного на обучающихся.
Опираясь на работы Р. Солсо, У. Найссера в области когнитивной психологии и предложенный ментальный подход Н.И. Паком к цифровой трансформации образования, в работе приводится информационная модель процесса обучения, которая послужила основанием описания структуры готовности учить на каждом уровне становления специалиста.
Результаты. Готовность учить включает 4 компонента: предметную, методическую, коммуникативную и рефлексивно-управленческую готовности. Предметная готовность заключается в содержании сформированных шаблонных ментальных схем (внутреннего мыслительного плана) предмета. Методическая готовность определяется через умение создавать шаблонные учебные материалы. Коммуникативная готовность – это умение объяснять или предъявлять учебный материал с опорой на обратную связь в виде распознанного мыслительного исполнения целей обучения и готовности памяти обучающегося. Рефлексивно-управленческая готовность определяет способность учителя распознавать фильтры восприятия и образовательных целей и предъявлять материал в соответствии с возможностями и запросами обучающихся. Под управлением понимается управление когнитивными качества обучающегося и управление собственной предметно-методической готовностью.
Совершенствование традиционной модели формирования и развития готовности учить необходимо рассматривать, как надстройку над существующей, обладающей горизонтальной (внутренней) и вертикальной (межуровневой) преемственностью. Вертикальная преемственность реализуется через понимание значимости процесса обучения для каждого уровня подготовки, где для школьников главным показателем будет готовность учиться, для студентов – учиться учить, для учителей – учить учиться. Горизонтальная преемственность формирования готовности учить должна обеспечиваться за счет представления одной и той же учебной информации с учетом готовности памяти, т.е. на том языке, который может быть встроен в ментальную схему обучающихся.
Заключение. На основе полученных результатов коллективом авторов кафедры информатики и информационных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева был разработан комплект учебников по информатике (издательство Лань), учитывающих ментальность современных учеников.
В дальнейшем планируется разработка диагностического инструментария оценки уровня готовности учить в соответствии с уровневой подготовкой учителя, а также создания цифровой среды формирования и развития готовности учить «Педагогическая мастерская».
Об авторе
Д. А. БархатоваРоссия
Дарья Александровна Бархатова - К.п.н., доцент, кафедра информатики и информационных технологий в образовании,
Красноярск.
Список литературы
1. Стефанова, Н. Л. Предметно-методическая составляющая готовности бакалавров к профессиональной деятельности учителя математики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 80-90.
2. Голубник, А. А., Назаров А. И. Формирование готовности учителя к практической реализации цифрового обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. С. 1-16.
3. Zgheib, G, Al Daia, R, Serhan, M. A contextual approach for exploring faculty readiness to teach online // Heliyon. 2023. Oct 13;9(10):e20491. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e20491.
4. Haigh, M., Ell, F., Mackisack, V. Judging teacher candidates' readiness to teach // Teaching and Teacher Education. 2013. V. 34. Pp. 1-11. doi: 10.1016/j.tate.2013.03.002.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под. ред. проф. Л.И. Скворцова. 27-е изд., испр. М: Издательство АСТ: Издательство «Мир и образование», 2023. 1360 с.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 ч.] / [соч.] В. И. Даля. Москва : Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1863. 627 с.
7. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. СПб: Российская национальная библиотека, 2006. Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (Дата обращения: 8.11.2024)
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
9. Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43 – 50.
10. Болтенков, Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87-90.
11. Беловолова, С. П., Орлова, Р. А. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 140-157.
12. Ogunseemi, O., Kayode, E., Idowu, E. Teachers readiness, responsibility and reflection for sustainable teaching profession // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2022. Vol. 10 No. 2. Рр. 65 - 70.
13. Ingersoll, R.M., Collins, G.J. The Status of Teaching as a Profession // In J. Ballantine, J. Spade, and J. Stuber (Eds.), Schools and Society: A Sociological Approach to Education. 6th Ed. CA: Pine Forge Press/Sage Publications. 2018. Pp. 199-213.
14. Казакевич, В. М. Обучение как информационно-коммуникационный процесс // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3(60). С. 151-164. doi: 10.24411/2224-0772-2019-10024.
15. Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс; 1981. 232 с.
16. Бархатова, Д. А., Марьясова, А. Н., Пак, Н. И., Фаут, Ю. В. Технология создания инновационного учебника для системы педагогического образования // Информатика и образование. 2024. Т. 39, № 4. С. 51-61. doi: 10.32517/0234-0453-2024-39-4-51-61.
17. Солсо Р. Когнитивная психология. Санкт-Петербург: Питер; 2006. 589 c.
18. Пак, Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 5. С. 4-14. doi: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.
19. Пак, Н. И., Гринберг, Г. М. Смена стратегий обучения при цифровой трансформации образования // Решетневские чтения : Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева , Красноярск, 08–10 ноября 2023 года. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2023. С. 744-746.
20. Концепция психолого-педагогических классов [Электронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Федерации; Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации // Академия Минпросвещения России. Режим доступа: https://apkpro.ru/profilnye-psikhologo-pedagogicheskie-klassy/?sphrase_id=105376 (Дата обращения: 8.11.2024)
21. Федеральные государственные стандарты [Электронный ресурс] / Национальная ассоциация развития образования и науки. Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 8.11.2024).
22. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544-н. (ред. 05.08.2016).
23. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
24. Пак, Е. Н., Пак, Н. И. О вертикальной преемственности содержания темы в электронных учебниках // XXIII Международная конференция по науке и технологиям Россия- Корея-СНГ : Труды конференции, Москва, 24–26 августа 2023 года. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2023. С. 258-261.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Бархатова Д.А. Модель готовности учить в системе непрерывного педагогического образования с позиции ментального подхода. Открытое образование. 2025;29(1):4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-4-14
For citation:
Barkhatova D.A. Model of Readiness to Teach in the System of Continuous Pedagogical Education from the Perspective of Mental Approach. Open Education. 2025;29(1):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-4-14