Разработка модели диагностики проектно-технологического мышления у обучающихся средней школы по предмету труд (технология) в модуле “Робототехника и автоматизированные системы”
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-15-23
Аннотация
Цель исследования. В настоящее время имеется значимое количество работ, посвященных проектному и технологическому стилям мышления. Однако, вопрос диагностики проектно-технологического мышления обучаемых слабо освящен. В этой связи, целью работы является разработка структурной модели диагностики развития проектно-технологического мышления обучаемого в учебном процессе предметной области «робототехника и автоматизированные системы» с позиций ментального подхода.
Материалы и методы. Применяется ментальный подход для информационного описания механизма формирования и развития проектно-технологического мышления. Используется модель ментального образа физических объектов, в который инкапсулируется процедурно-алгоритмическая составляющая. Также рассматриваются структурно-ментальные схемы мыслительной и физической деятельности на основе которых определяются классы навыков, знаний и умений. Структура проектно-технологического мышления моделируется путем применения структурно-системных стратегий, ментальных схем знаний и деятельности.
Результаты. Уточнено понятие проектно-технологического типа мышления обучаемого. В структуре этого типа мышления определены компоненты: предметные знания, проектная деятельность, конструкторское и алгоритмическое мышление. Уровень сформированности проектно-технологического мышления обучаемого определяется наличием и качеством ментальных схем знаний и ментальных схем деятельности в предметной области. Предложены критерии и индикаторы оценки компонент проектно-технологического типа мышления обучаемого в предметной области “робототехника и автоматизированные системы”.
Заключение. Опираясь на положения ментального подхода предложена модель диагностики проектно-технологического мышления обучающихся в предметной области “робототехника и автоматизированные системы”. Разработаны и апробированы диагностические инструменты в виде заданий, проектов. Модель может быть полезна для отработки новых образовательных технологий, при создании учебно-методических и дидактических материалов, отражающих реалии современного высокотехнологичного и быстро развивающегося мира. Предложенная модель может быть использована для совершенствования учебного процесса по практико-ориентированным предметным областям.
Об авторе
Я. М. МашуковКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Россия
Яков Михайлович Машуков -учитель труда (технологии), физики и робототехники, методист школы по направлению одарённые дети; аспирант кафедры информатики и информационных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева,
Красноярск.
Список литературы
1. Концепция преподавания предметной области технология [Электронный ресурс] // Сайт МОАУ «Гимназия №4» города Оренбург. Режим доступа: https://gm4oren.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Koncepciya_tehnologiya.pdf (Дата обращения: 10.06.2024).
2. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» [Электрон. ресурс] // Единое содержание общего образования. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/07/frp-trud-tehnologiya5-9-klassy-1-30.07.2024.pdf / (Дата обращения: 10.06.2024).
3. Марченко А.А. Метод проектов как творческое стимулирование деятельности младшего школьника [Электрон. ресурс] // Педагогика и психология образования. 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-tvorcheskoe-stimulirovaniedeyatelnosti-mladshego-shkolnika (Дата обращения: 11.08.2024).
4. Жилина А.И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося [Электрон. ресурс] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniyafgos-k-razvitiyu-intellekta-myshleniya-i-lichnosti-obuchayuschegosya (Дата обращения: 11.08.2024).
5. Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе [Электрон. ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2012. №35 (289). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskoe-i-tehnologicheskoemyshlenie-v-sovremennom-obschestve (Дата обращения: 08.08.2024).
6. Положение о Всероссийской междисциплинарной олимпиаде школьников «Национальная технологическая олимпиада» [Электрон. ресурс] // Сайт национальной технологической олимпиады. Документация. Режим доступа: https://ntcontest.ru/docs/Положение-НТО.pdf (Дата обращения: 08.08.2024).
7. Занфирова Л.В., Судник Ю.А. Генезис и содержание понятия «Техническое мышление» [Электрон. ресурс] // Агроинженерия. 2013. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-soderzhanie-ponyatiyatehnicheskoe-myshlenie (Дата обращения: 08.08.2024).
8. Овечкин В.П., Чуб Я.В. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в вузе [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2009. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskoe-myshlenie-spetsialista-strukturai-usloviya-formirovaniya-v-vuze (Дата обращения: 08.08.2024).
9. Жилина А.И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося [Электрон. ресурс] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniyafgos-k-razvitiyu-intellekta-myshleniya-i-lichnostiobuchayuschegosya (Дата обращения: 11.08.2024).
10. Кобякова М.В. Развитие технологического мышления студентов средствами информационно-коммуникационных технологий [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologicheskogo-myshleniya-studentovsredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyhtehnologiy (Дата обращения: 08.08.2024).
11. Развитие технологического мышления на уроках технологии [Электрон. ресурс] // Сайт eduportal44.ru. Режим доступа: https://www. eduportal44.ru/koiro/enpj/3811_2016/1.pdf / (Дата обращения: 08.08.2024).
12. Пак Н.И., Асауленко Е.В. Технология конструирования структурно-ментальных схем для расчетных задач [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2024. Т. 28. № 2. С. 50-58.
13. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2021. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnyy-podhod-k-tsifrovoy-transformatsiiobrazovaniya (Дата обращения: 08.08.2024).
14. Товмасян В.В., Шихвердиев А.П., Оганезова Н.А. Проектное мышление: методологические основы [Электрон. ресурс] // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2019. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-myshlenie-metodologicheskieosnovy (Дата обращения: 08.08.2024).
15. Рыбалкина П.В. Проектное мышление как новый культурный феномен // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2017. №3 (252). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-myshleniekak-novyy-kulturnyy-fenomen (дата обращения: 08.08.2024).
16. Тест Беннета на определение технического мышления [Электрон. ресурс] // Сайт Mboutsosh.ru. Режим доступа: https://mboutsosh.ru/images/document/Resurs_center/тест_Беннета_техническое_мышление.pdf/ (Дата обращения: 10.08.2024).
17. Контрольный тест по технологии // Сайт Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/kontrolniy-test-po-tehnologii-dlya-klassa-variants-otvetami-2365286.html / (Дата обращения: 10.08.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Машуков Я.М. Разработка модели диагностики проектно-технологического мышления у обучающихся средней школы по предмету труд (технология) в модуле “Робототехника и автоматизированные системы”. Открытое образование. 2025;29(1):15-23. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-15-23
For citation:
Mashukov Ya.M. Development of the Model of Diagnostics of Design-Technological Thinking in Secondary School Students in the Subject of Labor (Technology) in the Module “Robotics and Automated Systems”. Open Education. 2025;29(1):15-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-15-23