Ключевые характеристики и примеры цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64
Аннотация
Цель исследования. Исследование направлено на выявление и научное обоснование ключевых характеристик цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы, обеспечивающих результативное обучение русскому языку как иностранному граждан азиатских стран на примере Республики Индонезия. Актуальность работы обусловлена активизацией академических связей между Россией и дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что, согласно государственной политике, требует создания эффективных цифровых решений для продвижения культуры России и образования на русском языке за рубеж. Ключевыми задачами выступили: анализ теоретических оснований разработки цифрового контента, экспертная оценка характеристик цифрового контента существующих массовых образовательных платформ, проектирование модели типового онлайн-урока и создание на основе выявленных характеристик примеров контента для асинхронного обучения иностранцев русскому языку на начальном уровне.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, включающий теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме разработки цифрового образовательного контента, сравнительный анализ ведущих международных образовательных платформ по критериям охвата, количества активных пользователей и наличия курсов русского языка. Проведена экспертная оценка характеристик цифрового контента популярных платформ по разработанной системе из 4 количественных и 4 качественных параметров. Практическая часть исследования базировалась на проектировании и разработке цифрового образовательного контента с использованием обоснованных в теоретической части характеристик, средств современных информационных технологий и специализированного программного обеспечения.
Результаты. В теоретическом плане обоснованы и систематизированы ключевые характеристики цифрового образовательного контента: мультимодальность представления информации в текстовом, графическом, аудио- и видеоформатах; интерактивность как необходимость автоматизированной обратной связи; эргономичность, включающая учет типографики (шрифтов и расположения текста), колористики (гармоничность цветовых схем); симметрии в расположении учебных объектов в модульной сетке и объема занимаемого пространства на экране; понятной и мультиязычной навигации. А также ограничений когнитивной нагрузки по количеству семантических единиц на экране и включенности социальной составляющей как возможности общения с реальными носителями языка через аудио- и видеосообщения в форуме. На основе когнитивной технологии полного усвоения знаний предложена типовая структура асинхронного онлайн-урока русского языка как иностранного, включающая 5 основных и 2 дополнительных этапа. Показаны примеры и описаны особенности основных типов цифрового контента для международной онлайн-платформы: переносимые стандартизированные интерактивные и мультимедийные пакеты, учебные видеоролики с носителями языка, различные типы интерактивных заданий с автоматизированной обратной связью, коммуникативные элементы для распределенного общения.
Заключение. Проведенное исследование позволило сформировать целостное представление о ключевых характеристиках и структурных компонентах цифрового образовательного контента для изучения русского языка как иностранного в асинхронном онлайн-режиме. Разработанная модель и примеры контента для типового урока учитывают современные требования к организации электронного обучения и опираются на принципы мультимодальности, интерактивности, эргономичности представления учебных материалов в сочетании с верифицированными теоретическими положениями когнитивного подхода.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. БерсеневаФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия
Олеся Васильевна Берсенева - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике, заведующий лабораторией тестологии и педагогических измерений Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,
Красноярск.
Е. Г. Дорошенко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия
Дорошенко Елена Геннадьевна - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,
Красноярск.
П. С. Ломаско
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», Сибирский федеральный университет
Россия
Ломаско Павел Сергеевич - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, заведующий лабораторией педагогического дизайна и виртуальной реальности Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,
Красноярск.
И. В. Трусей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия
Трусей Ирина Валерьевна - Кандидат биологических наук, доцент кафедры универсальных педагогических компетенций и управления социальными системами, заведующий лабораторией культуры здоровья и физиологии Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,
Красноярск.
Список литературы
1. Mayer R. E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning. NY: Cambr. Univ. Press, 2010. С. 31–48.
2. Яппарова В. Н., Мифтахова А. Н. Место цифровых ресурсов в арсенале обучающих средств преподавателя русского языка как иностранного // Филология и культура. 2019. № 4 (58). С. 223-228.
3. Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? // Открытое образование. 2022. № 26(6). С. 11–21.
4. Суханова Т.В. Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор // Ценности и смыслы. 2021. № 4. С. 38-73.
5. Haugsbakken H. Five Learning Design Principles to Create Active Learning for Engaging with Research in a MOOC // European Journal of Open, Distance and E-learning. 2020. Vol. 23. № 1. P. 32–45.
6. Пластинина Н.А., Григорьева Е.С. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1(53). С. 48–55.
7. Понкратова Е.М., Тараканова Д.А. Русский язык на начальном этапе обучения иностранных граждан в электронном образовательном пространстве: теория и практика создания массового онлайн-курса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 6. С. 327-332.
8. Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалаускайте Е.Ю. Принципы создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов начального уровня // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 73–78.
9. Белоцерковская И.Е., Туманова Т.В., Щербакова Н.Б. Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 4-15.
10. Бондаренко В.А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) // Молодой ученый. 2020. № 39(329). С. 185–187.
11. Barkhatova D.A., Balykbaev T.O., Pak N.I., Khegay L.B. A Student's e-learning Self-Control Method based on a Topological Knowledge Tree // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. T. 90. С. 1039-1050.
12. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология организации. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.
13. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. 2004. № 6. С. 11–20.
14. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25–33.
15. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81-98.
16. Самочадин А. В. Средства оценки уровня когнитивной нагрузки в процессе обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2018. № 4. С. 35-44.
17. Брагина Е. В. Преодоление когнитивной перегрузки учащихся посредством проектирования и разработки структуры системы электронного обучения // Педагогика и просвещение. 2023. № 3. С. 42-61.
18. Котова Е. Е. Решение когнитивных задач в электронной среде обучения: влияние визуальной неопределенности // Инновации. 2021. № 8 (274). С. 66-79.
19. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 13-16.
20. Такушевич И. А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 95-99.
21. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Ситникова Л. Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 33.
22. Chapelle C. A. Computer Applications in Second Language Acquisition: Foundations for Teaching, Testing and Research. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 280 c.
23. Hubbard P. Computer Assisted Language Learning: Critical Concepts in Linguistics. New York: Routledge, 2013. 320 c.
24. Stockwell G. Computer-Assisted Language Learning: Diversity in Research and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 256 c.
25. Levy M. CALL Dimensions: Options and Issues in Computer-Assisted Language Learning. New York: Routledge, 2009. 240 c.
26. Ломаско П.С. Особенности разработки средств электронного обучения: к проблеме проектирования интерфейсов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4-2(52). С. 117-121.
27. Ломаско П.С., Фадеева О.А. Применение когнитивно-технологического подхода при разработке онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 2. С. 37-51.
28. Маркевич Е. В. Система уровней владения русским языком как иностранным: история, структура, основные понятия // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 382-387.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Берсенева О.В., Дорошенко Е.Г., Ломаско П.С., Трусей И.В. Ключевые характеристики и примеры цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы. Открытое образование. 2025;29(1):49-64. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64
For citation:
Berseneva O.V., Doroshenko E.G., Lomasko P.S., Trusey I.V. Key Characteristics and Examples of Digital Educational Content for an International Online Platform. Open Education. 2025;29(1):49-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64