Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Ключевые характеристики и примеры цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64

Аннотация

Цель исследования. Исследование направлено на выявление и научное обоснование ключевых характеристик цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы, обеспечивающих результативное обучение русскому языку как иностранному граждан азиатских стран на примере Республики Индонезия. Актуальность работы обусловлена активизацией академических связей между Россией и дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что, согласно государственной политике, требует создания эффективных цифровых решений для продвижения культуры России и образования на русском языке за рубеж. Ключевыми задачами выступили: анализ теоретических оснований разработки цифрового контента, экспертная оценка характеристик цифрового контента существующих массовых образовательных платформ, проектирование модели типового онлайн-урока и создание на основе выявленных характеристик примеров контента для асинхронного обучения иностранцев русскому языку на начальном уровне.

 Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, включающий теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме разработки цифрового образовательного контента, сравнительный анализ ведущих международных образовательных платформ по критериям охвата, количества активных пользователей и наличия курсов русского языка. Проведена экспертная оценка характеристик цифрового контента популярных платформ по разработанной системе из 4 количественных и 4 качественных параметров. Практическая часть исследования базировалась на проектировании и разработке цифрового образовательного контента с использованием обоснованных в теоретической части характеристик, средств современных информационных технологий и специализированного программного обеспечения.

Результаты. В теоретическом плане обоснованы и систематизированы ключевые характеристики цифрового образовательного контента: мультимодальность представления информации в текстовом, графическом, аудио- и видеоформатах; интерактивность как необходимость автоматизированной обратной связи; эргономичность, включающая учет типографики (шрифтов и расположения текста), колористики (гармоничность цветовых схем); симметрии в расположении учебных объектов в модульной сетке и объема занимаемого пространства на экране; понятной и мультиязычной навигации. А также ограничений когнитивной нагрузки по количеству семантических единиц на экране и включенности социальной составляющей как возможности общения с реальными носителями языка через аудио- и видеосообщения в форуме. На основе когнитивной технологии полного усвоения знаний предложена типовая структура асинхронного онлайн-урока русского языка как иностранного, включающая 5 основных и 2 дополнительных этапа. Показаны примеры и описаны особенности основных типов цифрового контента для международной онлайн-платформы: переносимые стандартизированные интерактивные и мультимедийные пакеты, учебные видеоролики с носителями языка, различные типы интерактивных заданий с автоматизированной обратной связью, коммуникативные элементы для распределенного общения.

Заключение. Проведенное исследование позволило сформировать целостное представление о ключевых характеристиках и структурных компонентах цифрового образовательного контента для изучения русского языка как иностранного в асинхронном онлайн-режиме. Разработанная модель и примеры контента для типового урока учитывают современные требования к организации электронного обучения и опираются на принципы мультимодальности, интерактивности, эргономичности представления учебных материалов в сочетании с верифицированными теоретическими положениями когнитивного подхода.

Об авторах

О. В. Берсенева
http://www.kspu.ru/person/1624/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия

Олеся Васильевна Берсенева - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике, заведующий лабораторией тестологии и педагогических измерений Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,

Красноярск.



Е. Г. Дорошенко
http://www.kspu.ru/person/2505/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия

Дорошенко Елена Геннадьевна - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,

Красноярск.



П. С. Ломаско
http://www.kspu.ru/person/2814/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», Сибирский федеральный университет
Россия

Ломаско Павел Сергеевич - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, заведующий лабораторией педагогического дизайна и виртуальной реальности Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,

Красноярск.



И. В. Трусей
http://www.kspu.ru/person/3696/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Россия

Трусей Ирина Валерьевна - Кандидат биологических наук, доцент кафедры универсальных педагогических компетенций и управления социальными системами, заведующий лабораторией культуры здоровья и физиологии Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой,

Красноярск.



Список литературы

1. Mayer R. E. Cognitive Theory of Multimedia Learning // Cambridge Handbook of Multimedia Learning. NY: Cambr. Univ. Press, 2010. С. 31–48.

2. Яппарова В. Н., Мифтахова А. Н. Место цифровых ресурсов в арсенале обучающих средств преподавателя русского языка как иностранного // Филология и культура. 2019. № 4 (58). С. 223-228.

3. Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? // Открытое образование. 2022. № 26(6). С. 11–21.

4. Суханова Т.В. Развитие цифровых образовательных ресурсов в зарубежных странах (США, Великобритания, Китай, Бразилия, Германия). Обзор // Ценности и смыслы. 2021. № 4. С. 38-73.

5. Haugsbakken H. Five Learning Design Principles to Create Active Learning for Engaging with Research in a MOOC // European Journal of Open, Distance and E-learning. 2020. Vol. 23. № 1. P. 32–45.

6. Пластинина Н.А., Григорьева Е.С. Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1(53). С. 48–55.

7. Понкратова Е.М., Тараканова Д.А. Русский язык на начальном этапе обучения иностранных граждан в электронном образовательном пространстве: теория и практика создания массового онлайн-курса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 6. С. 327-332.

8. Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалаускайте Е.Ю. Принципы создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов начального уровня // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 73–78.

9. Белоцерковская И.Е., Туманова Т.В., Щербакова Н.Б. Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 4-15.

10. Бондаренко В.А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) // Молодой ученый. 2020. № 39(329). С. 185–187.

11. Barkhatova D.A., Balykbaev T.O., Pak N.I., Khegay L.B. A Student's e-learning Self-Control Method based on a Topological Knowledge Tree // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. T. 90. С. 1039-1050.

12. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология организации. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

13. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования // Педагогика. 2004. № 6. С. 11–20.

14. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25–33.

15. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 81-98.

16. Самочадин А. В. Средства оценки уровня когнитивной нагрузки в процессе обучения // Компьютерные инструменты в образовании. 2018. № 4. С. 35-44.

17. Брагина Е. В. Преодоление когнитивной перегрузки учащихся посредством проектирования и разработки структуры системы электронного обучения // Педагогика и просвещение. 2023. № 3. С. 42-61.

18. Котова Е. Е. Решение когнитивных задач в электронной среде обучения: влияние визуальной неопределенности // Инновации. 2021. № 8 (274). С. 66-79.

19. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 13-16.

20. Такушевич И. А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 95-99.

21. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Ситникова Л. Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. С. 33.

22. Chapelle C. A. Computer Applications in Second Language Acquisition: Foundations for Teaching, Testing and Research. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 280 c.

23. Hubbard P. Computer Assisted Language Learning: Critical Concepts in Linguistics. New York: Routledge, 2013. 320 c.

24. Stockwell G. Computer-Assisted Language Learning: Diversity in Research and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 256 c.

25. Levy M. CALL Dimensions: Options and Issues in Computer-Assisted Language Learning. New York: Routledge, 2009. 240 c.

26. Ломаско П.С. Особенности разработки средств электронного обучения: к проблеме проектирования интерфейсов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4-2(52). С. 117-121.

27. Ломаско П.С., Фадеева О.А. Применение когнитивно-технологического подхода при разработке онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 2. С. 37-51.

28. Маркевич Е. В. Система уровней владения русским языком как иностранным: история, структура, основные понятия // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 382-387.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Берсенева О.В., Дорошенко Е.Г., Ломаско П.С., Трусей И.В. Ключевые характеристики и примеры цифрового образовательного контента для международной онлайн-платформы. Открытое образование. 2025;29(1):49-64. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64

For citation:


Berseneva O.V., Doroshenko E.G., Lomasko P.S., Trusey I.V. Key Characteristics and Examples of Digital Educational Content for an International Online Platform. Open Education. 2025;29(1):49-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-49-64

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)