Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Развитие экспериментальных умений школьников, необходимых для участия в научном волонтерстве, при выполнении проектной деятельности

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-40-48

Аннотация

Цель исследования развить экспериментальные умения школьников, необходимые для осуществления волонтерской деятельности в научно-исследовательской лаборатории систематики и экологии беспозвоночных Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) с помощью организации проектной деятельности.

Материалы и методы. Для реализации намеченной цели автором статьи был проведен анализ направлений научной работы в научно-исследовательской лаборатории систематики и экологии беспозвоночных ОмГПУ и содержания нормативных документов (федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной рабочей программы основного общего образования по химии базового уровня). На основе анализа были выявлены экспериментальные умения, необходимые для волонтерской деятельности в лаборатории, и темы школьного курса химии 8 и 9 класса, в которых происходит формирование этих умений.

Входное тестирование необходимых знаний и оценка уровня развития экспериментальных умений у потенциальных волонтеров показали их недостаточную сформированность и позволили предложить учащимся участие в работе междисциплинарной проектной группы Технопарка универсальных педагогических компетенций ОмГПУ имени В.М. Самосудова с целью развития необходимых знаний и формирования умений.

Педагогический эксперимент осуществлялся в 2023/2024 учебном году на базе учебных лабораторий кафедры химии и методики преподавания химии ОмГПУ.

Результаты. Представлены результаты начального этапа педагогического эксперимента, в ходе которого с помощью тестирования было определено наличие знаний, необходимых для работы в лаборатории и проведена оценка уровня развития необходимых экспериментальных умений по методике В.И. Вивюрского.

Недостаточность знаний и не сформированность необходимых экспериментальных позволили перейти к основному этапу педагогического эксперимента, в ходе которого школьники осуществляли проектную деятельность по изучению состава и свойств воды и почвы остаточных озер реки Замарайки. Полученные результаты проектной деятельности они представили на учебно-исследовательской конференции и были награждены дипломами лауреатов.

На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование знаний об основах проведения научного исследования и определение уровня необходимых экспериментальных умений, а также выполнена оценка статистической значимости результатов с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты показали повышение уровня знаний и умений обучающихся и позволили выявить тенденцию к увеличению значения измеряемых параметров и возможность обучающимся приступить к участию в научном волонтерстве в научно-исследовательской лаборатории систематики и экологии беспозвоночных ОмГПУ.

Заключение. Выявлены основные виды деятельности, осуществляемые в научно-исследовательской лаборатории систематики и экологии беспозвоночных ОмГПУ, в которых могут принимать участие волонтеры. На основе анализа нормативных документов установлено, что к работе в лаборатории можно привлекать обучающихся 8–9 классов. Выбор деятельности, которую может осуществлять волонтер, производится на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной рабочей программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Установлено, что выполнение проектной деятельности потенциальными волонтерами может способствовать развитию знаний и формированию экспериментальных умений, необходимых в ходе научного волонтерства.

Об авторе

Е. А. Алехина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Елена Анатольевна Алехина, к.п.н., доцент кафедры химии и методики преподавания химии

Омск.



Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 13.01.2025).

2. Кудринская Л.А. Добровольческий труд в контексте исторического подхода // Ом¬ский научный вестник. 2006. № 4(38). С. 32–36.

3. Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтерства как система науч¬ного знания и социально-культурной практики // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 59. С. 228-233. DOI: 10.31773/2078-1768-2022-59-228-234

4. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года // Распоряжение правительства российской федерации от 27.12.2018 года N 2950-р URL: https://docs.cntd.ru/document/552050511 (дата обращения: 13.01.2025).

5. Боровичев Е.А., Петрова О.В., Ключникова Е.М. Гражданская наука как форма во¬лонтерства // АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 2 (10). С. 105-110. DOI: 10.51823/74670_2022_2_105

6. Певная М. В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образо¬вательном процессе современного российского вуза // Известия Уральского федераль¬ного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. т. 104. № 3. с. 131-138.

7. Миронов А.Г., Юферев С.С. Научное волонтерство аграрного вуза в популяриза¬ции науки // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития / Мат-лы XIV ме¬ждунар. науч.-практ. конф. / отв. за выпуск: В.Б. Новикова, А.А. Кондрашев. 2016. С. 146-148.

8. Сейдешева А.Г., Немчинова А.Л. Студенческое волонтерство России: от теории к делу (на примере студентов ФГБОУ ВО "Астраханский государственный технический уни¬верситет") // Матрица научного познания. 2021. № 5-1. С. 167-176.

9. Алехина Е.А., Унру Д.П. Организация научного волонтерства студентов в научно-ис¬следовательской лаборатории (на примере научно-исследовательской лаборатории система¬тики и экологии беспозвоночных Омского государственного педагогического университета) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные иссле¬дования. 2024. № 1 (42). С. 139-145. DOI: 10.36809/2309-9380-2024-42-139-145

10. Фурсов С.В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «Волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 1. С. 37-45.

11. Смирнов И.А., Смирнова Н.Ю. Научное волонтерство и гражданская наука в школьных экологических исследованиях // Химия в школе. 2023. № 6. С. 2-4.

12. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 5. С. 148-151. URL: https://moluch.ru/archive/28/3160/. (дата обращения: 13.01.2025).

13. Николаюк И.В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения: дис. … канд. пед. наук. Чита, 2009. 245 c.

14. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ; 2013. 268 с.

15. Алехина Е.А., Макарова Н.А. Проектная деятельность как средство развития исследовательских умений студентов педагогического вуза // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 185-191.

16. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2001.

17. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия; 2005: 288 с.

18. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. – Мозырь: РИФ «Белый ветер»; 2000. 306 с.

19. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673. (дата обращения: 13.01.2025).

20. Султанова Л.Ф., Скрябина Л.С., Митакович Л.А. Педагогическое проектирование. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы; 2015: 95 с.

21. Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1977. 203 c.

22. Научно-исследовательская лаборатория систематики и экологии беспозвоночных. URL: https://omgpu.ru/directory/lab-systematics-ecology (дата обращения: 13.01.2025).

23. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе // Химия. Издательский дом первое сентября. 2004. № 19. URL: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200302802 (дата обращения: 13.01.2025).

24. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 13.01.2025).

25. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Химия (базовый уровень) (для 8–9 классов образовательных организаций) / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии и развития образования – Москва, 2023. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/22_ФРП-Химия_8-9-классы_база.pdf (дата обращения: 13.01.2025).

26. Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни // Психологическая помощь. Psycholog-OK. URL: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/index.html (дата обращения: 13.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Алехина Е.А. Развитие экспериментальных умений школьников, необходимых для участия в научном волонтерстве, при выполнении проектной деятельности. Открытое образование. 2025;29(1):40-48. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-40-48

For citation:


Alekhina E.A. Development of Experimental Skills of Schoolchildren Necessary for Participation in Scientific Volunteering in the Implementation of Project Activities. Open Education. 2025;29(1):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-1-40-48

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)