Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Роль электронных библиотечных систем в развитии информационной компетенции обучающихся

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-14-21

Аннотация

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании значимости внедрения электронных библиотечных систем в образовательный процесс с акцентом на формирование информационной компетентности обучающихся в высшем учебном заведении. В условиях стремительной цифровизации образовательной среды становится необходимым определить ключевые навыки, которые помогут студентам эффективно взаимодействовать с информационными ресурсами. Исследование направлено на выявление преимуществ использования электронных библиотечных систем как инструмента для развития критического мышления и преодоления барьеров на пути к освоению современных информационных технологий. Материалы и методы исследования включают анализ литературных источников и нормативной документации, что позволило сформулировать теоретические основы формирования информационной компетенции у студентов. Применение компетентностного подхода способствовало систематизации знаний о необходимых навыках работы с информацией. Для иллюстрации успешного применения электронных библиотечных систем в образовательном процессе был использован кейс-метод, который демонстрирует практическую значимость исследования. Также применялся сравнительный анализ для выявления соответствия навыков работы с электронными библиотечными системами индикаторам ключевых компетенций обучающихся. Результаты показывают, что в эпоху тотальной цифровизации образовательного процесса компетентностный подход остается эффективной стратегией, обеспечивающей систематический контроль и поддержку развития компетенций студентов на всех этапах обучения, начиная с формирования базовых навыков и заканчивая достижением профессионального мастерства. Отмечается рост интереса к информационной компетенции среди исследователей и преподавателей, что делает её приоритетной стратегией развития образовательных систем. Электронные библиотечные системы на законодательном уровне стали неотъемлемыми компонентами электронной информационно-образовательной среды вуза. Однако их внедрение в учебный процесс связано с рядом трудностей, требующих изучения и преодоления для широкого применения. Рассмотрен положительный опыт внедрения модульного обучения студентов работе с ЭБС. Наглядно продемонстрировано соответствие навыков, получаемых студентами при работе с библиотечными системами, индикаторам достижения ключевых компетенций, что подтверждает положительное влияние такого обучения на формирование информационной компетентности как ключевого свойства личности в эпоху цифровизации. Заключение подчеркивает, что формирование информационной компетентности будущих специалистов еще на этапе обучения является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности. Это согласуется с идеями опережающего образования и требует трансформации системы образования. Обучение принципам работы информационных систем через информационно-коммуникационные технологии в электронной информационно-образовательной среде вуза играет важную роль в этом процессе, развивая информационную компетентность и подготавливая студентов к профессиональной деятельности в условиях цифрового общества. В конечном итоге, такие изменения будут способствовать созданию более гибкой и конкурентоспособной системы образования, отвечающей вызовам современной эпохи.

Об авторах

С. О. Потапова
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Потапова Светлана Олеговна - К.б.н., канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры «Психология, педагогика и экология человека»



Н. Д. Амбросенко
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Амбросенко Николай Дмитриевич - К.т.н., доцент, доцент кафедры «Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем»

 



В. Б. Новикова
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Новикова Виктория Борисовна - К.б.н., доцент, доцент кафедры «Экологии и природопользования»



Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 № 699 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2017 № 47775).

3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 813 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2017 № 48186).

4. Беликова Т.П., Сыроватская Т.А. Цифровая образовательная среда вуза – эффективный инструмент формирования универсальных компетенций студентов // Новые технологии оценки качества образования: Сборник материалов XVII Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (11 ноября 2022 г., Йошкар-Ола) / Под общей редакцией Г.Н. Мотовой. Москва: Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2022. С. 87–93.

5. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91.

6. Скоробогатова А.С. К вопросу об актуальности формирования информационной компетентности преподавателя вуза // Наука ЮУрГУ: Материалы 65-ой Научной конференции (15– 17 апреля 2013г., Челябинск). Челябинск: Изда тельский центр ЮУрГУ, 2013. Т. 1. С. 378–382.

7. Андрианов И.А., Полянский А.М., Ржеуц кая С.Ю., Харина М.В. Диагностика результатов освоения компетенций в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 4. С. 17– 28. DOI: 10.21686/1818-4243-2023-4-17-28.

8. Амбросенко Н.Д., Новикова В.Б., Потапо ва С.О. Опыт внедрения факультативного курса «Пользователи ЭИОС Красноярского ГАУ» для формирования общепрофессиональных компетенций в категории ИКТ // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VII Международной научной конференции (19–22 сентября 2023 г., Красноярск). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 972–976.

9. Амбросенко Н.Д., Лысак О.А., Потапова С.О. Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (16–18 апреля 2024 г., Красноярск). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. С. 561–564.

10. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения // Библиосфера. 2024. № 1. С. 7–17. DOI 10.20913/1815-3186-2024-1-7-17.

11. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д., Пащенко Т.В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 5–17. DOI 10.15826/umpa.2021.01.001.

12. Gruzdev M., Kasakova Е., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University Graduates’ Soft Skills: the Employers’ Opinion // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7(4). С. 690— 698.

13. Нусипкожа А.С., Курманбек К.Н., Молдакунова Н.К. Вопросы формирования ин формационной компетентности студентов // Вестник Иссык-Кульского университета. 2016. № 42. С. 93–98.

14. Маланов И.А. К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15. С. 126–128.

15. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе / под ред. Д. В. Гулякина, Министерство образования и науки Российской Федерации, Георгиевский технологический институт (фил.) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». Георгиевск: Георгиевский технологический институт, 2010. Т. 2. 191 с.

16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3–10


Рецензия

Для цитирования:


Потапова С.О., Амбросенко Н.Д., Новикова В.Б. Роль электронных библиотечных систем в развитии информационной компетенции обучающихся. Открытое образование. 2025;29(2):14-21. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-14-21

For citation:


Potapova S., Ambrosenko N., Novikova V. The Role of Electronic Library Systems in the Development of Students’ Information Competence. Open Education. 2025;29(2):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-14-21

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)