Практико-ориентированная подготовка энергетиков в условиях реализации концепции непрерывного образования
Abstract
Целью исследования являлся поиск путей обеспечения эффективности подготовки универсальных специалистов энергетических направлений в условиях реализации концепции непрерывного образования посредством практико-ориентированного подхода.
Методы исследования. Для понимания текущих и будущих потребностей энергетической отрасли, особенно с точки зрения развития высшего профессионального образования, в исследовании использовались метод прогнозирования, проведение прямого опроса региональных работодателей энергетических предприятий), анализ потребностей индустриальных партнеров в квалифицированных специалистах. Нормативной базой исследования выступили Указ Президента РФ №204 (2018 г.) и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника».
Теоретическую базу исследования составляет модель системы непрерывного профессионального образования, адаптированная к подготовке специалистов для энергетической отрасли. Совместное использование этих методов сформировало целостный подход к пониманию кадровых проблем энергетической отрасли и возможностей системы образования в их решении.
Результаты. На основе модели системы непрерывного профессионального образования и результатов анализа потребности рынка труда Республики Карелия спроектирована и реализована практико-ориентированная образовательная программа подготовки специалистов в области энергетики.
Работодатели все чаще ищут специалистов, владеющих универсальными навыками, способных решать, как типовые, так и нестандартные задачи и готовых к дальнейшему обучению на протяжении своей трудовой деятельности. Успешное внедрение разработанной образовательной программы основано на совместном сотрудничестве работодателей энергетического сектора и преподавателей университетов. Интеграция отраслевого опыта с теоретическими знаниями, видение перспектив развития отрасли позволили индустриальным партнерам и вузу совместно обеспечить успешное внедрение спроектированной образовательной программы, помогая решить проблему дефицита квалифицированных кадров энергетического сектора экономики в регионах Российской Федерации.
В статье представлен опыт кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения Петрозаводского государственного университета по подготовке бакалавров для энергетического сектора экономики. Раскрыта совокупность всех компонентов модели системы непрерывного образования, способствующая подготовке универсального специалиста в области энергетики. Продемонстрированы интегративные качества модели, заключающиеся в возможностях получения студентами вуза высшего и дополнительного профессионального образования, продуктивного сочетания учебы и работы на предприятиях, обеспечения эффективности обучения, что достигается путем вовлечения индустриальных партнеров в образовательный процесс и усиления мотивационной составляющей процесса обучения. Образовательные программы дополнены дисциплинами, формирующими цифровые и инженерные компетенции, внедрены интегративные формы обучения: учебно-профилирующая практика на базе ElectroSkills, стажировки с частичной занятостью, проектная деятельность с решением реальных задач предприятий.
Заключение. Авторами предложены и реализованы новые подходы для формирования профессиональных навыков, необходимых выпускнику вуза. Показана ключевая роль участия индустриальных партнеров в учебном процессе на протяжении всего периода обучения, обозначены существующие проблемы и трудности при реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, предложены пути устранения выявленных проблем. На конкретных примерах продемонстрировано содержание и способы поэтапной реализации практико-ориентированной образовательной программы подготовки студентов энергетических направлений.
About the Authors
Светлана КулдинаRussian Federation
Алексей Назаров
Russian Federation
Николай Кулдин
Russian Federation
References
1. Andryuhina L.M., Guzanov B.N., Anakhov S.V. Inzhenernoe myshlenie: vektory razvitiya v kontekste transformacii nauchnoj kartiny mira // Obrazovanie i nauka. 2023; 25 (8): S. 12–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-12-48. EDN LNFPYR.– https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54664260isok literatury
2. Chursina A.V. Podgotovka kadrov dlya naukoemkikh proizvodstv v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya. 2021; 21 (3): S. 263–268. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-263-268. EDN LYLYTT.
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2024 goda N 309 «O nacional'nykh celyakh razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 godA». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/
4. Analitika. Kadrovyj vopros nabiraet aktual'nost': svezhij vzglyad na podgotovku gazovikov i ehnergetikov // GR NEWS. Mezhdu biznesom i vlast'yu. 2024 god. URL: https://inlnk.ru/0Qj8RE.
5. Kuldin N.A. Podgotovka ehlektroehnergetikov v sovremennykh usloviyakh // Ehlektricheskie stancii. 2018; 1 (1038): S. 56–59. EDN YOEERI.
6. Tufanov A. O., Rezinkina L. V., Moshtakov A. A. Innovacionnaja model' razvitija regional'nogo nauchno-tehnicheskogo i inzhenernogo obrazovanija // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2023. Vyp. 4 (44). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8844.
7. Atlas novykh professij. URL: https://atlas100.ru/catalog/energogeneratsiya i nakoplenie energii/.
8. Nazarov A. I., Ershova N. Y., Prokhorova E. I. & Ekimova T. A. (2020). Network Form Development To Implement Life-Long Education. In I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, G. Herwig, U. Umbetov, A. S. Budagov, & Y. Y. Bocharova (Eds.), Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST 2020), vol 90. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 930–946). European Publisher.– https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.110.
9. Dzharasova G.S. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: prioritety i puti resheniya // Education. Quality Assurance. 2023; 1 (30): S. 73–80. DOI: 10.58319/26170 493 2023 1_73. EDN WQCOUR.
10. FGAOU VO «URFU imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'ciN». Cifrovaya kafedra. Prioritet 2030. URL: https://digitalchair.urfu.ru/ (po sostoyaniyu na 05.11.2024).
11. Moshkina E.V., Elakhovskij D.V., Nazarov A.I. Praktika distancionnogo obucheniya fizike studentov zaochnogo otdeleniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2016; 4 (16): S. 103–118. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3345. EDN: XDHGKF
12. Kulik I.A., Sokolova I.V. Osobennosti realizacii praktiko-orientirovannogo podkhoda v inzhenernom obrazovanii v ehpokhu global'noj cifrovizacii // Vestnik Moskovskogo ehnergeticheskogo instituta. Vestnik MEHI. 2022; 4: S. 138–143. DOI: 10.24160/1993-6982-2022-4-13-13-4-134. EDN: ICVMWN.
13. Prognoz potrebnosti v podgotovke kadrov dlya ehkonomiki i social'noj sfery Respubliki Kareliya na 2025-2029 gody. Interaktivnyj portal Centra zanyatosti Respubliki Kareliya. URL: https://inlnk.ru/NDAwgp (po sostoyaniyu na 05.11.2024).
14. Hodyreva N.G., Lysakova ZH.A., Agrinskaya S.A. Model' podgotovki kadrov dlya ehnergeticheskoj otrasli // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021; 4 (44). URL: https://inlnk.ru/VoB1Q6 (po sostoyaniyu na 05.11.2024). DOI: 10.54509/22203036_2021_4_114 EDN: PGKATV
15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 13.03.02 Ehlektroehnergetika i ehlektrotekhnika. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 28.02.2018 №144 (s izmeneniyami i dopolneniyami).
16. Polozhenie o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 27.11.2015 № 1383 (s izmeneniyami i dopolneniyami).
Review
For citations:
, , . Open Education. 2025;29(3).