Практико-ориентированная подготовка энергетиков в условиях реализации концепции непрерывного образования
Аннотация
Целью исследования являлся поиск путей обеспечения эффективности подготовки универсальных специалистов энергетических направлений в условиях реализации концепции непрерывного образования посредством практико-ориентированного подхода.
Методы исследования. Для понимания текущих и будущих потребностей энергетической отрасли, особенно с точки зрения развития высшего профессионального образования, в исследовании использовались метод прогнозирования, проведение прямого опроса региональных работодателей энергетических предприятий), анализ потребностей индустриальных партнеров в квалифицированных специалистах. Нормативной базой исследования выступили Указ Президента РФ №204 (2018 г.) и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника».
Теоретическую базу исследования составляет модель системы непрерывного профессионального образования, адаптированная к подготовке специалистов для энергетической отрасли. Совместное использование этих методов сформировало целостный подход к пониманию кадровых проблем энергетической отрасли и возможностей системы образования в их решении.
Результаты. На основе модели системы непрерывного профессионального образования и результатов анализа потребности рынка труда Республики Карелия спроектирована и реализована практико-ориентированная образовательная программа подготовки специалистов в области энергетики.
Работодатели все чаще ищут специалистов, владеющих универсальными навыками, способных решать, как типовые, так и нестандартные задачи и готовых к дальнейшему обучению на протяжении своей трудовой деятельности. Успешное внедрение разработанной образовательной программы основано на совместном сотрудничестве работодателей энергетического сектора и преподавателей университетов. Интеграция отраслевого опыта с теоретическими знаниями, видение перспектив развития отрасли позволили индустриальным партнерам и вузу совместно обеспечить успешное внедрение спроектированной образовательной программы, помогая решить проблему дефицита квалифицированных кадров энергетического сектора экономики в регионах Российской Федерации.
В статье представлен опыт кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения Петрозаводского государственного университета по подготовке бакалавров для энергетического сектора экономики. Раскрыта совокупность всех компонентов модели системы непрерывного образования, способствующая подготовке универсального специалиста в области энергетики. Продемонстрированы интегративные качества модели, заключающиеся в возможностях получения студентами вуза высшего и дополнительного профессионального образования, продуктивного сочетания учебы и работы на предприятиях, обеспечения эффективности обучения, что достигается путем вовлечения индустриальных партнеров в образовательный процесс и усиления мотивационной составляющей процесса обучения. Образовательные программы дополнены дисциплинами, формирующими цифровые и инженерные компетенции, внедрены интегративные формы обучения: учебно-профилирующая практика на базе ElectroSkills, стажировки с частичной занятостью, проектная деятельность с решением реальных задач предприятий.
Заключение. Авторами предложены и реализованы новые подходы для формирования профессиональных навыков, необходимых выпускнику вуза. Показана ключевая роль участия индустриальных партнеров в учебном процессе на протяжении всего периода обучения, обозначены существующие проблемы и трудности при реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, предложены пути устранения выявленных проблем. На конкретных примерах продемонстрировано содержание и способы поэтапной реализации практико-ориентированной образовательной программы подготовки студентов энергетических направлений.
Об авторах
Светлана Михайловна КулдинаРоссия
Инженер центра производственного и технологического оборудования Физико-технического института
Алексей Иванович Назаров
Россия
доктор педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой общей физики Физико-технического института
Николай Александрович Кулдин
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующий кафедрой энергообеспечения предприятий и энергосбережения Физико-технического института
Список литературы
1. Андрюхина Л.М., Гузанов Б.Н., Анахов С.В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира // Образование и наука. 2023; 25(8): С. 12–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-12-48. EDN LNFPYR. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54664260
2. Чурсина А.В. Подготовка кадров для наукоемких производств в системе непрерывного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021; 21(3): С. 263–268. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-263-268. EDN LYLYTT.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.
4. Аналитика. Кадровый вопрос набирает актуальность: свежий взгляд на подготовку газовиков и энергетиков // GR NEWS. Между бизнесом и властью. 2024 год. URL: https://inlnk.ru/0Qj8RE.
5. Кулдин Н.А. Подготовка электроэнергетиков в современных условиях // Электрические станции. 2018;1 (1038): С. 56–59. EDN YOEERI.
6. Туфанов А. О., Резинкина Л. В., Моштаков А. А. Инновационная модель развития регионального научно-технического и инженерного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2023. Вып. 4 (44). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8844.
7. Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/catalog/energogeneratsiya-i-nakoplenie-energii/.
8. Nazarov A. I., Ershova N. Y., Prokhorova E. I., & Ekimova T. A. (2020). Network Form Development To Implement Life-Long Education. In I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, G. Herwig, U. Umbetov, A. S. Budagov, & Y. Y. Bocharova (Eds.), Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST 2020), vol 90. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 930–946). European Publisher.– https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.03.110.
9. Джарасова Г.С. Непрерывное педагогическое образование: приоритеты и пути решения // Education. Quality Assurance. 2023;1(30): С. 73–80. DOI: 10.58319/26170 493 2023 1_73. EDN WQCOUR.
10. ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцин». Цифровая кафедра. Приоритет 2030. URL: https://digitalchair.urfu.ru/ (по состоянию на 05.11.2024).
11. Мошкина Е.В., Елаховский Д.В., Назаров А.И. Практика дистанционного обучения физике студентов заочного отделения // Непрерывное образование: XXI век. 2016; 4(16): С. 103–118. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3345. EDN: XDHGKF
12. Кулик И.А., Соколова И.В. Особенности реализации практико-ориентированного подхода в инженерном образовании в эпоху глобальной цифровизации // Вестник Московского энергетического института. Вестник МЭИ. 2022; 4: С. 138–143. DOI: 10.24160/1993-6982-2022-4-13-13-4-134. EDN: ICVMWN.
13. Прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия на 2025-2029 годы. Интерактивный портал Центра занятости Республики Карелия. URL: https://inlnk.ru/NDAwgp (по состоянию на 05.11.2024).
14. Ходырева Н.Г., Лысакова Ж.А., Агринская С.А. Модель подготовки кадров для энергетической отрасли // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; 4(44). URL: https://inlnk.ru/VoB1Q6 (по состоянию на 05.11.2024). DOI: 10.54509/22203036_2021_4_114 EDN: PGKATV
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 №144 (с изменениями и дополнениями).
16. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383 (с изменениями и дополнениями).
Рецензия
Для цитирования:
Кулдина С.М., Назаров А.И., Кулдин Н.А. Практико-ориентированная подготовка энергетиков в условиях реализации концепции непрерывного образования. Открытое образование. 2025;29(3).