Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Реализация диагностических методов профориентации в компьютерных системах

Аннотация

Цель исследования проанализировать существующие методы и системы профориентации, оценить их достоинства и недостатки, предложить собственное решение данной задачи с учетом существующих наработок в данной предметной области. Для людей, выбирающих работу, вопрос профориентации по-прежнему остается актуальным, проблемным и до конца не решенным. Особые сложности в выборе профессии и в выборе соответствующего учебного заведения существуют у выпускников средних образовательных заведений вследствие их малого жизненного опыта. В настоящее время для целей профориентации разработано значительное количество методов и компьютерных систем. Тем не менее, рекомендации психолога-консультанта по-прежнему считаются предпочтительными. Между тем, современные компьютеры могут хранить и обрабатывать огромное количество разнообразной информации о респонденте и профессиях, анализировать тенденции рынка профессий. Поэтому совершенствование систем профориентации, наделение их искусственным интеллектом видится перспективным.

Материалы и методы: Сбор информации по предметной области осуществлялся посредством изучения артефактов. В ходе анализа существующих методов и систем профориентации использовались методы классификации и систематизации, индукции и дедукции. Способом описания норм и требований к претенденту-специалисту послужили профессиограммы и списки необходимых компетенций и противопоказаний к профессии. Для выявления предрасположенности индивидуума к конкретному виду деятельности применялись методы диагностики интересов, склонностей, возможностей, психофизиологических способностей респондентов, тестирование внимания, интеллекта, творческих способностей, темперамента и т.п. Сопоставление личностных характеристик и требований в созданной системе осуществляется посредством продукционных правил и генетического алгоритма. В числе достоинств генетических алгоритмов концептуальная простота и широкая применимость, устойчивость к динамическим изменениям окружающей среды и способность к самоорганизации. Разработанная система профориентации подверглась экспериментальным исследованиям.

Результаты: Разработан генетический алгоритм, в котором в качестве исходной информации для создания новой популяции приняты информация о профессиях и информация о респонденте: а) его знания, умения и навыки; б) его желания, склонности, личностные качества. На основе этих данных формируется начальная популяция профессий. В результате скрещивания пары особей из родительской популяции получается потомок, хромосома которого состоит из генов обоих родителей. Отбор выживших экземпляров осуществляется на основе процента успеха в освоении каждой из профессий в списке и функции приспособленности. Разработанный алгоритм был реализован в программной системе. Как показали эксперименты, генетический алгоритм успешно справляется с задачей поиска оптимального списка профессий по заданному критерию.

Заключение: Результаты исследования показывают, что применение генетических алгоритмов предоставляет удобные механизмы внедрения методов искусственного интеллекта в сферу профориентации, что позволяет повысить качество рекомендаций по выбору профессии.

Об авторе

Анна Павловна Сергушичева
Вологодский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. – М: высшая школа, 2005. – 157 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

3. Крягжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Крягжде. Вильнюс : Мокслас, 1981. - 196 с.

4. Носкова О. Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 3, с. 104–121.

5. Черных, О.П. Современные методы профориентации и самоопределения обучающихся: учебно-метод. пособие /. О.П. Черных. – Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит»; Изд-во Студии рекламы «KOLOSOK», 2021. – 64 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dum-magnit.ru/wp-content/uploads/2021/12/Современные-методы-профориентации-уч-пососбие.pdf

6. Holland J.P. Adaptation in Natural and Artificial Systems. An Introductionary Analysis With Application to Biology/ Control and Artificial Intelligence. University of Michigan, 1975, 210 c.

7. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.С. Пряжников. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: уч.-метод. пособие для психологов и педагогов. – Москва: Генезис, 2010. – 208 с.

9. Карта интересов Голомштока [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psytests.org/work/mapG.html.

10. Опросник Йовайши: определи свои профессиональные склонности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://postupi.online/test/yovayshi/.

11. Шпенглер, А.В. Региональные профориентационные и карьерные порталы как инструмент эффективной кадровой политики региона /Шпенглер А.В., Созинова А.А. и др. // Экономика, предпринимательство и право. – 2024 – № 4.

12. Что такое smart-рекрутинг и чем полезен [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://platrum.ru/blog/chto-takoe-smart-rekruting-i-chem-polezen

13. Ивашина, А.В. Модели и методы построения систем интеллектуальной поддержки профориентации: автореферат дис. … канд. техн. наук: 05.13.01 / Ивашина Анастасия Владимировна. – Красноярск, 2008. – 19 с.

14. Колесова, А. С. Перспективы применения искусственного интеллекта в профориентационной деятельности / А. С. Колесова, О. Н. Сараева // Креативная экономика. – 2023. – Т. 17, № 7. – С. 2475-2490.

15. ИИ рекрутинг: руководство по найму грамотнее и быстрее [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://playhunt.io/ru/blog/ai-recruiting

16. Сергушичева, А.П. Построение компьютерной системы профориентации выпускников средних образовательных заведений на базе генетического алгоритма / А.П.Сергушичева, Е.НДавыдова // Открытое образование. – 2020. – №24(3). – С. 33-43. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-33-43

17. Вишняков, С.В. Опыт организации проектной деятельности школьников по направлению «Информационные технологии» / С.В.Вишняков, В.И.Лазарев, Ю.Н.Вишнякова. // Открытое образование. – 2024. – №28(4).

18. Болвачев, А.И. Эмпирическая модель предуниверсария. / А.И.Болвачев, К.А.Кушнарев // Открытое образование. – 2022. – №26(3). – С. 4-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-4-16.

19. Опросник профессиональных предпочтений (Дж. Холланд) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://кппт.рф/Prof_kabinet/psixol/oprosnik_ professionalnykh_predpochtenij.pdf

20. Работа в России: общероссийская база вакансий [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа https://trudvsem.ru.

21. Фоксфорд. Бесплатная профориентация: тест и онлайн-курс [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://prof.foxford.ru.

22. Адукар. Тесты на профориентацию онлайн [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://adukar.com/ru/proftests.

23. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа: https://new.atlas100.ru/.

24. Родионов, С.В. Представление знаний в системах искусственного интеллекта: конспект лекций / С.В. Родионов Санкт-Петербург: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2022. – 68с.

25. Гладков, Л.А. Генетические алгоритмы / Л.А Гладков, В.В.Курейчик, В.М.Курейчик – Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 368 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сергушичева А.П. Реализация диагностических методов профориентации в компьютерных системах. Открытое образование. 2025;29(3).

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)