НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Abstract
Цель исследования. В образовательных учреждениях национальных регионов страны важное значение в обеспечении качества образовательного процесса может приобрести билингвальное обучение. Билингвальное обучение предмету и овладение учащимися предметными знаниями в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного и государственного) представляет не только образовательный интерес. В этой связи цель работы заключается в изучении билингвального портрета жителей республики Тыва, выявлении потребности в билингвальном обучении информатике студентов и целесообразности включения в их подготовку билингвальных средств и методов обучения, на примере Тувинского государственного университета.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы: ментальный подход Н.И. Пака для обоснования потребности в билингвальном обучении студентов, проживающих в национальных регионах; компетентностный подход в проектировании и обработке вопросов анкет; инверсионный подход Д.А. Бархатовой при разработке средств и методов билингвального обучения по информатике. Также был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по проблеме исследования, конкретизация данных, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение данных, дедукция, содержательная интерпретация, анализ результатов) и эмпирические (анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных результатов).
Результаты. Определение билингвального портрета жителей р.Тыва, а также выявление потребности в билингвальном обучении информатике студентов Тувинского государственного университета осуществлялось с помощью специально разработанных анкет. Анализ анкетных данных показал, что кол-во билингвалов в республике Тыва составляет 82 %, среди студентов физико-математического факультета ТувГУ – 99 %. Кол-во опрошенных преподавателей, студентов и родителей, считающих важным билингвальное образование в республике Тыва, превышает 70 %. Таким образом, развитие билингвального обучения при изучении предметов в школе и вузе становится не только возможным, но и необходимым.
Для определения научно-методических направлений развития билингвального обучения информатике в школе и вузе были разработаны образцы разных вариантов представления учебной информации в билингвальных учебниках по теме «Теория информации». Экспертный опрос и анкетирование студентов выявили факт предпочтения учебникам с синхронным представлением содержания на двух языках.
Заключение. Статистические данные анкетного опроса позволили представить билингвальный портрет жителей республики Тыва в целом, и студенческого контингента Тувинского государственного университета в частности. Следует отметить, что для значительного большинства обучаемых тувинский язык является родным, а русский язык - языком обучения. Анализ анкетных данных показывает актуальность и необходимость билингвального обучения предметам в школе и вузе. Эту позицию выразила значительная часть респондентов, включающих преподавателей, родителей и студентов. Результаты исследования позволили определить наиболее предпочтительный формат представления содержания учебных билингвальных ресурсов в синхронном и «перевернутом» виде. Безусловно следует развивать исследования механизмов билингвального мышления и на их основе создавать методические системы билингального обучения предметам в школах и вузах р.Тыва.
References
1. Mkrtycheva N.S. Bilingualism as a trend in the development of modern society / N.S. Mkrtycheva // Young scientist. - 2017. - No. 15 (149). - P. 712-714.
2. Sholban Ch.Kh. Research work "Tuvan-Russian bilingualism" [Electronic resource] URL: https://multiurok.ru/index.php/files/issliedovatiel-skaia-rabota-tuvinsko-russkii-bilin.html (Accessed: 04/07/2025)
3. Sereedar, N. Ch. Tuvan language as a means of communication of Tuvans: problems and prospects [Electronic resource] // New studies of Tuva. 2018. No. 1. P. 4-19. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/37/23 (Accessed: 08.04.2025) DOI: 10.25178/nit.2018.1.1
4. Zembatova L.T. Bilingual education as a factor in improving the quality of mathematical education in the national school // The world of science, culture, education. - 2013. - No. 6 (43). - P. 86-89.
5. Article 14. Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (as amended on 08.12.2020) "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on 01.01.2021) [Electronic resource] // ConsultantPlus. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/bf7fadb3532c712ccd28cc2599243fb8018ed869/ (Date of access: 04/01/2025)
6. Arefiev A.L., Bakhtikireeva U.M., Sinyachkin V.P. Problems of bilingualism in the system of school language education of the Republic of Tyva [Electronic resource] // New studies of Tuva. 2021. No. 1. P. 255-275. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1011 (Accessed: 08.04.2025) DOI: 10.25178/nit.2021.1.14
7. Gal'skova N.D., Koryakovtseva N.D., Musnitskaya E.V., Nechaev N.N. Bilingual education as a component of in-depth language education // Foreign languages at school. 2013. No. 12. Pp. 12-16.
8. Mamardashvili, M.K. Laws of dissent // Here and now. 1992. No. 1. Pp. 85-93.
9. Vygotsky L.S. Thinking and speech. /Collected works/ M.: 1982, volume II.
10. Makhmutov M.I. Teaching the Russian language in conditions of bilingualism // Soviet pedagogy - 1983. - No. 11.
11. Avrorin V.A. Problems of studying the functional side of language. – L., 1975. - 189 p.
12. Bavu-Syuryun, M. V. Tuvan language at the present stage: educational aspect [Electronic resource] // New studies of Tuva. 2010. No. 3. P. 57–71. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/500 (access date: 04/07/2025)
13. Becker N.A. The problem of raising a bilingual child in a family (Russian language and native language) / N.A. Becker // Young scientist. – 2025. - No. 13 (564).
14. Sardalova L. R., Arsalieva E. H. Bilingualism and its influence on the cognitive development of students in Russia [Electronic resource] // Education Management: Theory and Practice. 2023. No. 12-2 (73). URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1197 (Accessed: 03/29/2025) DOI: 10.25726/m3229-0451-1549-x
15. Saaya S. K., Shershneva V. A. Pre-university mathematical training of future applicants in the context of bilingualism on the example of the Republic of Tyva [Electronic resource] // Problems of modern pedagogical education. 2024. No. 82-1. P. 365-368. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/Всего%2082%20часть%201,%202024%20год.pdf (Accessed: 03/29/2025)
16. Salchak A.E., Burbuzhuk D.E., Mayer V.R. On the bilingual-animation approach to solving applied problems in mathematics lessons in the context of Tuvan-Russian bilingualism [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2024. No. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33391 (Accessed: 03/29/2025) DOI: 10.17513/spno.33391
17. Saryglar S.V. Methods of Teaching Algebra to Bilingual 7th-Grade Students Using Computer Animation Using the Example of the Republic of Tuva: Dis. … Cand. Ped. Sciences. Krasnoyarsk, 2024.199 p.
18. Vainshtein Yu.V., Noskov M.V., Shershneva V.A., Tanzy M.V. Mathematics e-learning in the conditions of bilinguality // Informatics and Education. 2022. 37(4). P. 25-33. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-25-33.
19. Tyulyush M.K., Kuular D.O. Teaching the Basics of Programming to Students of Pedagogical Programming Programs at Tuvan State University in the Context of Tuvan-Russian Bilingualism [Electronic Resource] // Modern Problems of Science and Education. 2025. No. 1.
20. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33925 (Accessed: 04/08/2025)
21. Sat S.K. Bilingualism in Teaching Computer Science in the National School of the Republic of Tyva [Electronic resource] URL: https://urok.1sept.ru/articles/210992 (Accessed: 04/07/2025)
22. Bosova L.L., Bosova A.Yu. Computer Science. 7th grade. Textbook. - Moscow: Prosveshchenie, 2023. - 256 p. : ill. - Text : direct. ISBN 978-5-09-102542-2, 978-5-09-121643-1
23. Information Technologies: a textbook for secondary vocational education / D. A. Barkhatova, A. Yu. Morozova, P. S. Sviderskaya, L. B. Khegay; edited by N. I. Pak. - St. Petersburg: Lan, 2025. - 208 p.: ill. - Text: direct. ISBN 978-5-507-52549-2
24. Gavrilov, M. V. Computer Science and Information Technologies: a textbook for universities / M. V. Gavrilov, V. A. Klimov. - 6th ed., revised. and additional. - Moscow: Yurait Publishing House, 2025. - 319 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-20354-7. - Text: electronic // Yurait Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/559723 (date accessed: 04/09/2025).
25. Pak N. I. Mental approach to the digital transformation of education. Open education. 2021. No. 25 (5): pp. 4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-5-4-14
26. Barkhatova D. A., Maryasova A. N., Pak N. I., Faut Yu. V. Technology of creating an innovative textbook for the system of pedagogical education // INFO, Vol. 39, No. 4, pp. 51-61.
Review
For citations:
. Open Education. 2025;29(3).