НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Аннотация
Цель исследования. В образовательных учреждениях национальных регионов страны важное значение в обеспечении качества образовательного процесса может приобрести билингвальное обучение. Билингвальное обучение предмету и овладение учащимися предметными знаниями в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного и государственного) представляет не только образовательный интерес. В этой связи цель работы заключается в изучении билингвального портрета жителей республики Тыва, выявлении потребности в билингвальном обучении информатике студентов и целесообразности включения в их подготовку билингвальных средств и методов обучения, на примере Тувинского государственного университета.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы: ментальный подход Н.И. Пака для обоснования потребности в билингвальном обучении студентов, проживающих в национальных регионах; компетентностный подход в проектировании и обработке вопросов анкет; инверсионный подход Д.А. Бархатовой при разработке средств и методов билингвального обучения по информатике. Также был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по проблеме исследования, конкретизация данных, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение данных, дедукция, содержательная интерпретация, анализ результатов) и эмпирические (анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных результатов).
Результаты. Определение билингвального портрета жителей р.Тыва, а также выявление потребности в билингвальном обучении информатике студентов Тувинского государственного университета осуществлялось с помощью специально разработанных анкет. Анализ анкетных данных показал, что кол-во билингвалов в республике Тыва составляет 82 %, среди студентов физико-математического факультета ТувГУ – 99 %. Кол-во опрошенных преподавателей, студентов и родителей, считающих важным билингвальное образование в республике Тыва, превышает 70 %. Таким образом, развитие билингвального обучения при изучении предметов в школе и вузе становится не только возможным, но и необходимым.
Для определения научно-методических направлений развития билингвального обучения информатике в школе и вузе были разработаны образцы разных вариантов представления учебной информации в билингвальных учебниках по теме «Теория информации». Экспертный опрос и анкетирование студентов выявили факт предпочтения учебникам с синхронным представлением содержания на двух языках.
Заключение. Статистические данные анкетного опроса позволили представить билингвальный портрет жителей республики Тыва в целом, и студенческого контингента Тувинского государственного университета в частности. Следует отметить, что для значительного большинства обучаемых тувинский язык является родным, а русский язык - языком обучения. Анализ анкетных данных показывает актуальность и необходимость билингвального обучения предметам в школе и вузе. Эту позицию выразила значительная часть респондентов, включающих преподавателей, родителей и студентов. Результаты исследования позволили определить наиболее предпочтительный формат представления содержания учебных билингвальных ресурсов в синхронном и «перевернутом» виде. Безусловно следует развивать исследования механизмов билингвального мышления и на их основе создавать методические системы билингального обучения предметам в школах и вузах р.Тыва.
Об авторе
Долаана Орлан-ооловна КууларРоссия
кафедра информатики, декан
Список литературы
1. Мкртычева Н.С. Билингвизм как тенденция развития современного общества / Н.С. Мкртычева // Молодой ученый. – 2017. - №15 (149). – С. 712-714.
2. Шолбан Ч.Х. Исследовательская работа «Тувинско-русский билингвизм» [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/index.php/files/issliedovatiel-skaia-rabota-tuvinsko-russkii-bilin.html (Дата обращения: 07.04.2025)
3. Серээдар, Н. Ч. Тувинский язык как средство общения тувинцев: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018. № 1. С. 4–19. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/37/23 (Дата обращения: 08.04.2025) DOI: 10.25178/nit.2018.1.1
4. Зембатова Л.Т. Билингвальное обучение как фактор повышения качества математического образования в национальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - №6(43). – С.86-89.
5. Статья 14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/bf7fadb3532c712ccd28cc2599243fb8018ed869/ (Дата обращения: 01.04.2025)
6. Арефьев А.Л., Бахтикиреева У.М., Синячкин В.П. Проблемы билингвизма в системе школьного языкового образования Республики Тыва [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2021. № 1. С. 255-275. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1011 (Дата обращения: 08.04.2025) DOI: 10.25178/nit.2021.1.14
7. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Д., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2013. № 12. С. 12-16.
8. Мамардашвили, М. К. Законы инакомыслия // Здесь и теперь. 1992. № 1. С. 85–93.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Собрание сочинений/ М.:1982, том II.
10. Махмутов М.И. Обучение русскому языку в условиях билингвизма //Советская педагогика - 1983. - № 11.
11. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. – Л., 1975. - 189 с.
12. Бавуу-Сюрюн, М. В. Тувинский язык на современном этапе: образовательный аспект [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010. № 3. С. 57–71. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/500 (дата обращения: 07.04.2025)
13. Беккер Н.А. Проблема воспитания в семье ребенка-билингва (русский язык и родной язык) / Н.А. Беккер // Молодой ученый. – 2025. - №13 (564).
14. Сардалова Л. Р., Арсалиева Э. Х. Билингвизм и его влияние на когнитивное развитие студентов в России [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2023. №12-2(73). URL: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1197 (Дата обращения: 29.03.2025) DOI: 10.25726/m3229-0451-1549-x
15. Саая С.К., Шершнева В.А. Довузовская математическая подготовка будущих абитуриентов в условиях двуязычия на примере Республики Тыва [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 365-368. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/6071/Выпуск%2082%20часть%201,%202024%20год.pdf (Дата обращения: 29.03.2025)
16. Салчак А.Э., Бурбужук Д.Э., Майер В.Р. О билингвально-анимационном подходе к решению прикладных задач на уроках математики в условиях тувинско-русского двуязычия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33391 (Дата обращения: 29.03.2025) DOI: 10.17513/spno.33391
17. Сарыглар С.В. Методика обучения алгебре учеников-билингвов 7 класса с использованием компьютерной анимации на примере республики Тыва: дис. …канд. пед. наук. Красноярск, 2024.199 с.
18. Vainshtein Yu.V., Noskov M. V., Shershneva V. A., Tanzy M. V. Mathematics e-learning in the conditions of bilinguality // Informatics and Education. 2022. 37(4). P. 25-33. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-25-33.
19. Тюлюш М.К., Куулар Д.О. Обучение основам программирования студентов педагогических направлений подготовки тувинского государственного университета в условиях тувинско-русского двуязычия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1.
20. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33925 (Дата обращения: 08.04.2025)
21. Сат С.К. Двуязычие в преподавании информатики в национальной школе Республики Тыва [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/210992 (Дата обращения: 07.04.2025)
22. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. Учебник. – Москва : Просвещение, 2023. – 256 с. : ил. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-09-102542-2, 978-5-09-121643-1
23. Информационные технологии : учебник для СПО / Д.А. Бархатова, А.Ю. Морозова, П.С. Свидерская, Л.Б. Хегай ; под редакцией Н.И. Пака. – Санкт-Петербург : Лань, 2025. – 208 с. : ил. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-507-52549-2
24. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для вузов / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20354-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559723 (дата обращения: 09.04.2025).
25. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования. Открытое образование. 2021. № 25(5): с. 4-14. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-5-4-14
26. Бархатова Д. А., Марьясова А. Н., Пак Н. И., Фаут Ю. В. Технология создания инновационного учебника для системы педагогического образования // ИНФО, Том 39, № 4, с.51-61.
Рецензия
Для цитирования:
Куулар Д.О. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА. Открытое образование. 2025;29(3).