Модель диагностики познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования при обучении информатике
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-22-33
Аннотация
Цель. Целью статьи является обоснование применения разработанной модели диагностики познавательной активности в системе среднего профессионального образования при освоении обучающимися учебной дисциплины «Информатика». Материал и методы исследования. Идея исследования связана с применением разработанной модели диагностики познавательной активности в системе среднего профессионального образования при освоении студентами программы общеобразовательной дисциплины «Информатика». Реализация разработанной модели диагностики базируется на синтезе высокоформализованных и низкоформализованных методик в целях получения максимально достоверной картины об уровне познавательной активности контингента на занятиях по информатике. Разработанная модель диагностики познавательной активности позволяет получить педагогически значимую информацию, которая характеризует динамику изменения уровня познавательной активности при выполнении специальных психолого-педагогических тестов, а также учебных заданий и составить достоверную картину о результативности учебного процесса в исследуемых группах студентов системы среднего профессионального образования с учетом когнитивного, педагогического, социального критериев, а также с учетом уровня начальной подготовки по информатике. Модель диагностики уровня усвоения учебного материала по информатике и познавательной активности включает в себя оценивание полученных знаний, выработку профессиональных умений и навыков и стимулирование студентов на постоянное совершенствование и применение профессиональных навыков на регулярной основе. При этом, рубежный контроль является индикатором уровня знаний содержания учебного материала, промежуточный контроль является демонстрацией овладения практическими навыками, а стимулирующие баллы вводят компонент мотивации, что оказывает влияние на уровень познавательной активности обучающегося. Познавательная активность в контексте исследования определена, как когнитивно-психолого-социальный отклик на познавательный процесс, определяющий личностно-мотивационный интерес к осознанному усвоению знаний и умений предметной области и является структурным компонентом результативности учебного процесса по информатике. Результаты. На основе выявленной сущности познавательной активности в предметной подготовке составлена, обоснована и апробирована в реальном учебном процессе модель диагностики познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования на занятиях по информатике, позволяющая составить достоверную картину о результативности учебного процесса в исследуемых группах учетом когнитивного, психологического и социального критериев, а также уровня начальной подготовки по информатике. Заключение. Применение разработанной модели диагностики познавательной активности при помощи покомпонентной экспертной оценки интеллектуальной инициативы в контексте результативности обучения информатике способствует персонифицированной и групповой идентификации студентов системы среднего профессионального образования, а также позволяет проводить сравнительные оценки итоговых рейтинговых показателей в каждой из отдельных групп студентов с целью корректировки и дополнения избранных методов и средств обучения. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования.
Об авторе
К. Е. ТимофееваРоссия
Ксения Евгеньевна Тимофеева - Аспирант Кафедры информатики и информационных технологий в образовании Института математики, физики и информатики
Список литературы
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта; Наука, 1986. 150 с.
2. Афанасьева Н.А. Модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения [Электрон. ресурс] // Вестник БГУ. 2011. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-professionalnogo-obucheniya.
3. Бароненко А.С. Педагогически условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в учебном процессе (на материале изучения основ обществознания): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. Челябинск, 1993. 25 с.
4. Белорукова Е.М. Развитие у младших школьников интеллектуальной инициативы: результаты экспериментального исследования // Педагог. 2005. № 1(18). С. 100–106.
5. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в системе непрерывного профессионального образования [Электрон. ресурс] // Наука. Инновации. Техно- логии. 2007. № 51. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Электрон. ресурс]. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. 176 с. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:12385/Source:default.
7. Гинзбург М.Г. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 128–132.
8. Богуславский М.В. Татьяна Ивановна Шамова: метаобраз выдающегося ученого-педагога и деятеля образования [Электрон. ресурс] // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: Сборник статей XIII Международной научно- практической конференции (23 января 2021 г., Москва). М.: Международная академия наук педагогического образования, 5 за знания. 2021. Т. 1. С. 4–12. Режим доступа: https://elibrary.ru/WFCXRN.
9. Данюшенков В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. 195 с.
10. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4–8.
11. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвёртого поколения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=16910.
12. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры: дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2018. 218 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-poznavatelnoi-aktivnosti-uchashchikhsya-v-protsesse.
13. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. № 25(5). С. 4–14. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.
14. Пак Н.И., Клунникова М.М. Кластерный подход к критериальному оцениванию качества образовательного результата обучаемого // Вестник Российского университета дружбы народов. 2022. № 19(3). С. 196–207. DOI: 10.22363/2312-8631-2022-19-3-196-207.
15. Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект // М.: ИФ- РАН, 2014. 137 с.
16. Рогова Д.Б., Кучерявенко С.В. Профессиональная направленность при реализации общеобразовательного цикла как инструмент активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. С. 1–5. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770951.html.
17. Рубанова Е.Ю. Психологические аспекты профессиональной социализации личности [Электрон. ресурс] // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2015. Т. 6. № 4. С. 189–193. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_178.pdf.
18. Ситосанова, О.В., Лагерев, В.Д. Понятие «Информационная компетентность» // Вестник Ангарского Государственного Технического Университета. 2022. № 16. С. 258–260. DOI: 10.36629/2686-777X-2022-1-16-258-260.
19. Тимофеева К.Е. Повышение уровня познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования на занятиях по информатике на основе коллективного способа обучения // Открытое образование. 2024. № 28(2). С. 24–37. DOI: 10.21686/1818-4243-2024-2-24-37.
20. Тимофеева (Домужнева) К. Е. Моделирование подходов к обучению информатике студентов системы среднего профессионального образования путем их кластеризации на дидактические группы [Электрон. ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 2(60). Режим доступа: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/438.
Рецензия
Для цитирования:
Тимофеева К.Е. Модель диагностики познавательной активности студентов системы среднего профессионального образования при обучении информатике. Открытое образование. 2025;29(2):22-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-22-33
For citation:
Timofeeva K. A Model for Diagnosing the Cognitive Activity of Students of Secondary Vocational Education System in Teaching Computer Science. Open Education. 2025;29(2):22-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-2-22-33