Синергетический подход в педагогическом проектировании образовательной среды вуза
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-55-62
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к проектированию образовательной среды вуза. Анализируются различные подходы к определению образовательной среды. Проанализировано действие семи основных принципов синергетики в педагогических науках и на их основе сформулированы принципы проектирования образовательной среды вуза. Предложена модель образовательной среды, которая может быть использована в качестве основы для проектирования и конструирования преподавателем вуза соответствующей системы обучения.
Ключевые слова
Об авторах
В. М. КурейчикРоссия
кафедра дискретной математики и методов оптимизации
д.т.н., профессор, заведующий
Тел.: (8634)393260, 311487
В. И. Писаренко
Россия
факультет естественно-научного и гуманитарного образования
кафедра иностранных языков
д.п.н., профессор
Тел.: (8634)603586
Список литературы
1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. – Изд. 3-е, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.
2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415с.
3. Гусев В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: монография. – Орел, 1997.
4. Чванова М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. – М.; Тамбов, 2000.
5. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 448 с.
7. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТА- ДАНА, 2002. – 437 с.
9. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
10. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2006. – 224 с.
11. Синергетика. Труды семинара. Том 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 368 с.
12. Синергетика и методы науки. – СПб.: Наука, 1998. – 439 с.
13. Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1. «Методологические вопросы» / под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. – 361 с.
14. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 256 с.
15. Шаронин, Ю.В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. – 1999. – № 4. – С. 14–18
16. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетический подход в инновационном образовании // Открытое образование. – 2007. – № 3. – С. 20–29.
17. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. – 2013. – № 6. – С. 16–24.
Рецензия
Для цитирования:
Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетический подход в педагогическом проектировании образовательной среды вуза. Открытое образование. 2014;(3(104):55-62. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-55-62
For citation:
Kureychik V.M., Pisarenko V.I. THE SYNERGETIC APPROACH IN PEDAGOGICAL DESIGN OF THE HIGHER SCHOOL EDUCATION ENVIRONMENT. Open Education. 2014;(3(104):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-55-62