Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭБС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Цель исследования Цель работы заключается в выявлении ключевых методологических принципов адаптации показателей эффективности классических библиотек для оценки педагогической и образовательной результативности электронных библиотечных систем (ЭБС) в профессиональном образовании, а также в определении их практической значимости для формирования инструментария анализа влияния цифровых ресурсов на учебный процесс.

Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и эмпирические методы. Системно-функциональный подход был применен для формулирования преимуществ ЭБС (удаленный, быстрый, равный, легкий … доступ), что обеспечило комплексный анализ их влияния на образовательный процесс. Историко-аналитический метод использовался для выявления ключевых показателей эффективности, применяемых при оценке деятельности классических библиотек, что позволило обосновать их адаптацию к условиям цифровой образовательной среды. Эмпирический анализ включал обработку статистических данных, предоставленных электронными библиотечными системами, с использованием информации из административных кабинетов и открытых источников. Нормативно-правовой анализ охватывал изучение государственных стандартов и положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», что обеспечило проверку соответствия функционала ЭБС установленным образовательным требованиям. Сравнительный метод был применен для сопоставления традиционных показателей эффективности библиотек с новыми метриками, обусловленными спецификой цифровой среды.

Результаты исследования демонстрируют, что несмотря на преемственность основных показателей эффективности от классических библиотек, в цифровой среде они трансформируются и приобретают новое качество. Такие метрики как количество регистраций, число посещений и обращений, количество книговыдач, статистика отказов и поисковые запросы становятся более детализированными благодаря цифровым технологиям. Адаптированные показатели позволяют более детально подойти к оцениванию педагогической и образовательной эффективности ЭБС - влиянию на формирование профессиональных компетенций, поддержку непрерывности обучения и достижение ФГОС ВО.

Заключение подчеркивает, что полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки комплексной модели оценки эффективности ЭБС, требующей дальнейшей верификации и углубленного изучения взаимосвязей между использованием электронных ресурсов, академической успеваемостью студентов и формированием профессиональных компетенций.

Об авторах

Светлана Олеговна Потапова
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры «Психология, педагогика и экология человека»



Николай Дмитриевич Амбросенко
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

кандидат техн.наук, доцент, доцент кафедры «Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем»

 



Ольга Александровна Лысак
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

зав. отделом Научной библиотеки, Красноярский государственный аграрный университет



Список литературы

1. ГОСТ Р 57723-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2017 N 1256-ст)// СПС КонсультантПлюс.

2. Пилко, И. С. Эффективность библиотечно-информационной деятельности: показатели и методики оценки / И. С. Пилко, С. А. Мухамедиева // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – № 2(43). – С. 172-180. – DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-172-180. – EDN VZOTYZ.

3. Пилко, И. С. К оценке эффективности библиотечной деятельности / И. С. Пилко, С. А. Мухамедиева // Научные и технические библиотеки. – 2019. – № 3. – С. 31-44. – DOI 10.33186/1027-3689-2019-3-31-44. – EDN BVHEQI.

4. Гендина, Н. И. Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова // Библиосфера. – 2024. – № 1. – С. 7-17. – DOI 10.20913/1815-3186-2024-1-7-17. – EDN PTYQRE.

5. Ilahi R., Widiaty I., Wahyudin D., Abdullah A.G. Digital library as learning resources // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1402, No. 7. – 077044.

6. Naku R.K., Kurniawati D. Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption // Mahir : Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran. 2023. Vol. 2, No. 3. pp. 187–193.

7. Амбросенко, Н. Д. Электронные библиотечные системы в эпоху цифрового образования / Н. Д. Амбросенко, С. О. Потапова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2023. – № 15(23). – С. 200-201. – DOI 10.59131/2411-9814_2023_15(23)_200. – EDN GMGHIN.

8. Романов, П. С. Подходы зарубежных библиотековедов к оценке эффективности работы библиотек / П. С. Романов // Материалы Вторых социально-экономических библиотечных чтений : сборник докладов, Ханты-Мансийск, 20–21 ноября 2019 года. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2020. – С. 35-50. – EDN XRQZMV.

9. Редькина, Н. С. Измерение эффективности работы библиотек / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 63-72. – EDN JWMFCJ.

10. Методические указания органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по отнесению организаций культуры к эффективным (неэффективным) по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики / М-во культуры РФ. М., 2015. 206 с.,12

11. Шилов, В. В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов / В. В. Шилов // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 4. – С. 28-40. – EDN MUBBDH.

12. ГОСТ Р 7.0.20-2014 «СИБИД. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»: официальное издание. -М.: Стандартинформ, 2014.

13. Оценка эффективности деятельности библиотеки. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lala.lanbook.com/rubrika-kachestvo/tpost/om3hyriuf1-otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-bibli (Дата обращения:09.04.2025)

14. Авраменко, Е. Эффективность библиотечно-информационной деятельности / Е. Авраменко // Человек. Общество. Культура. Социализация : Материалы XVIII Международной молодёжной научно-практической конференции, Уфа, 21–22 апреля 2022 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. – С. 300-306. – EDN UBKFBZ.

15. 4 показателя библиотечной статистики: формулы и определения// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lala.lanbook.com/4-pokazatelya-bibliotechnoj-statistiki-formuly-i-opredeleniya (Дата обращения:09.04.2025).

16. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. В.А Минкина - СПб.,Профессия, 2002 - 448с. (С.234).

17. Шилов, В.В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов / В.В. Шилов // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 4. – С. 28-40. – EDN MUBBDH.

18. Дворкина, М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. — Москва: Издательство ФАИР, 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-8183- 1530-0. — Текст: непосредственный.

19. Полл Р и Бокхорст П. Те. Измерение качества работы. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек. Москва: Логос, 2002. с. 152.

20. Амбросенко, Н. Д. Анализ эффективности практических приемов для привлечения студентов к регистрации и использованию электронных библиотечных систем (ЭБС) в вузе / Н. Д. Амбросенко, О. А. Лысак, С. О. Потапова // Проблемы современного образования. – 2024. – № 6. – С. 260-274. – DOI 10.31862/2218-8711-2024-6-260-274. – EDN JVJHRK.

21. Амбросенко, Н. Д. Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения / Н. Д. Амбросенко, О. А. Лысак, С. О. Потапова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16–18 апреля 2024 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. – С. 561-564. – EDN MCJTKC.


Рецензия

Для цитирования:


Потапова С.О., Амбросенко Н.Д., Лысак О.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭБС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Открытое образование. 2025;29(3).

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)