Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков: опыт использования в высшем образовании

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-4-18

Аннотация

В современной педагогике высшей школы наблюдается активное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс. Отдельные преподаватели, факультеты и целые университеты разрабатывают различные подходы к его активному использованию, от отдельных упражнений до курсов на основе нейросетей. Несмотря на это, многие вопросы остаются спорными и нерешенными. При широком использовании нейросетей и мобильных приложений возникает проблема с их применением для достижения педагогических результатов при недостаточной изученности его влияния на качество языковой подготовки. На этапе активного освоения нового инструмента необходимо обобщать опыт его использования на мировом уровне.

Целью исследования является анализ и классификация современных тенденций применения искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в высшем образовании. Изучение российского и зарубежного опыта сочетания технологий с традиционными методами преподавания дает возможность увидеть цельную картину современных методов в сфере преподавания иностранных языков. Необходимо обозначить преимущества, риски, перспективные направления применения искусственного интеллекта. Систематизация опыта применения новых технологий и введения их в структурированный процесс высшей школы позволит развивать его потенциальные возможности с учетом теоретических и лингводидактических аспектов. При использовании новых инструментов в преподавании необходимо учитывать потенциальные и существующие проблемы для предотвращения нежелательных последствий введения новых направлений в сферу преподавания.

Материалами исследования являются публикации исследований и опыта применения искусственного интеллекта в педагогике высшей школы в рамках преподавания иностранных языков прежде всего в нелингвистических вузах. Важной особенностью материалов является их международный, межнациональный, межкультурный характер. Изучаемые статьи подобраны по тематическому принципу вне зависимости от того, где проводилось исследование. Особенно интересным представляется классификация накопленного опыта с точки зрения подходов применения нейросетей.

Методами исследования являются подбор, изучение и системный анализ научных публикаций и практических исследований по определенной тематике, обозначенной в материалах исследования. Сравнительная оценка опыта применения инструментов нейросетей и обобщение педагогического опыта интеграции в учебные программы систематизируют накопленный опыт и позволят сформулировать стратегии развития.

Результатом исследования является классификация современных тенденций лингводидактики иноязычного образования, систематизация способов оптимизации обучения за счет автоматизации проверки, персонализации заданий и развития коммуникативных навыков в сфере использования иностранных языков с использованием нейросетей и чат-ботов. Помимо классификации эффективного применения инструментов искусственного интеллекта приведена систематизация негативных характеристик и влияний нейросетей, которые требуют контроля достоверности данных, предотвращения плагиата и сохранения роли преподавателя как ключевого участника образовательного процесса.

Заключение. Таким образом, использование нейросетей является сферой обширного изучения в современной высшей школе с разветвленной системой новых подходов и методов. Перспективными направлениями признаны гибридные модели обучения, которые сочетают традиционные методы и современные технологии обучения. Особое внимание уделяется интеграции искусственного интеллекта с возможностями виртуальной реальности, несмотря на то, что в настоящее время использование этой технологии является трудоемкой и громоздкой.

Об авторе

Е. Н. Полюдова
Российский университет транспорта
Россия

Елена Николаевна Полюдова - к.п.н., заведующий кафедрой «Иностранный язык»

Москва



Список литературы

1. Devasena R. Artificial Intelligence in Education: An Alternative to Traditional Learning // Journal of English Language Teaching. 2024. Т. 66. № 1. С. 13–21.

2. Афанасьева О.В., Гагарин Ю.А. Особенности применения чат-ботов с искусственным интеллектом для формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник ТГУ. 2023. № 1. С. 107–112.

3. Rusmiyanto R., Huriati N., Fitriani N., Tyas N., Rofi’i A., & Sari M. The Role Of Artificial Intelligence (AI) In Developing English Language Learner’s Communication Skills // Journal on Education. 2023. № 6 (1). С. 750–757.

4. Рублева Е.В. Искусственный интеллект в практике преподавания РКИ // Международная научно-практическая конференция «РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа» (Белгород, 26 мая 2023). Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 188–190.

5. Djalilova Z.O. Advancing pedagogical approaches: leveraging artificial intelligence technologies to enhance the integration of English and Latin language instructional methods // Central Asian Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. 2024. Т. 1. № 2. С. 19–23.

6. Dr. Bala Nagendra Prasad, Mr. Billa Jaheer. The Use of AI (Artificial Intelligence) in English Learning among Engineering Students: A Case Study // International Journal of English Learning & Teaching Skills. 2023. Т. 5. № 4. С. 3500–3508.

7. Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльцева М.В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // МНКО. 2023. № 2 (99). С. 216–218.

8. Есина Л.С. Внедрение чат-ботов в преподавание и изучение иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 201–204.

9. Полюдова Е.Н. Возможности искусственного интеллекта в развитии лингвистических компетенций студентов неязыковых вузов // XI Московский юридический форум (XXIV Международная научно-практическая конференция) «Формирование многополярного мира: вызовы и перспективы». М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2024. С. 352–357.

10. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник ТГУ. 2023. № 1.

11. Aljanabi M. ChatGPT: Future Directions and Open possibilities // Mesopotamian Journal of Cyber Security. 2023. P. 16–17.

12. Pavlik J. V. Collaborating With ChatGPT: Considering the Implications of Generative Artificial Intelligence for Journalism and Media Education // Journalism & Mass Communication Educator. 2023. № 78 (1). С. 84–93.

13. Карпович Э. М. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Серия: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21).

14. Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. Режим доступа: https://s. science-education.ru/pdf/2023/6/33000.pdf.

15. Кувшинова Е.Е. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Гуманитарий Юга России. 2024. Т. 13. № 2. С. 75–84.

16. Manire E., Kilag O.K., Cordova Jr.N., Tan S.J., Poligrates J., & Omaña E. Artificial Intelligence and English Language Learning: A Systematic Review // Excellencia: International Multi-Disciplinary Journal of Education. 2023. № 1 (5). С. 485–497.

17. Li Y., Zhou X., Chiu Th. K.F. Systematics review on artificial intelligence chatbots and ChatGPT for language learning and research from self-determination theory (SDT): what are the roles of teachers? // Interactive Learning Environments. 2024. Т. 33. № 3. С. 1850–1864.

18. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242–261.

19. Halaweh M. ChatGPT in education: Strategies for responsible implementation // Contemporary – Educational Technology. 2023. Т. 15. № 2.

20. Law L. Application of generative artificial intelligence (GenAI) in language teaching and learning: A scoping literature review // Computers and Education Open. 2024. Т. 6. С. 100174.

21. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. № 4. С. 9–22.

22. Liu H., Li Y., Luo W. Artificial Intelligence in English Language Teaching: CiteSpace-based Visualisation and Analysis // Proceedings of the 3rd International Conference on Education, Language and Art (ICELA 2023). 2024. С. 120–131.

23. Thorne S.L. Generative artificial intelligence, co‐evolution, and language education // The Modern Language Journal. 2024. Т. 108. № 2. С. 567–572.

24. Максимова Е.А., Никитина Г.А., Шилова С.А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. № 2 (46). С. 114–122.

25. Крылова Е.А. Использование технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в высшей школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025. № 2 (238). С. 105–115.

26. Rahman A., Raj A., Tomy P. et al. A comprehensive bibliometric and content analysis of artificial intelligence in language learning: tracing between the years 2017 and 2023 // Artificial Intelligence Review. 2024. Т. 57. № 4. С. 107.

27. Mananay J.A. Integrating Artificial Intelligence (AI) in Language Teaching: Effectiveness, Challenges, and Strategies // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2024. Т. 23. № 9. С. 361–382.

28. Доценко Н.С. Мировой опыт применения искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 2 (111). С. 73–75.

29. Богатова С.М., Фрезе О.В. Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2024. № 3. С. 187–192.

30. Семёнкина И.А., Прусакова П.В. Применение инструментов искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка: теоретический обзор // Philology. Issues of Theory and Practice. 2025. Т. 18. № 1. С. 384–392.

31. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 18–37.

32. Елтанская Е.А., Аржановская А.В. Технологии применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 43–46.

33. Yang A. Challenges and Opportunities for Foreign Language Teachers in the Era of Artificial Intelligence // International Journal of Education and Humanities. 2024. Т. 4. № 1. С. 39–50.

34. Idham A.Z., Rauf W., Rajab A. Navigating the Transformative Impact of Artificial Intelligence on English Language Teaching: Exploring Challenges and Opportunities // Jurnal Edukasi Saintifik. 2024. Т. 4. № 1. С. 8–14.

35. Евдокимова М.Г., Агамалиев Р.Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // ЭСГИ. 2023. № 2 (38). С. 173–191.

36. Исмаилова Е.К., Канон И.А., Невская П.В. Тенденции преподавания иностранных языков с появлением искусственных интеллектуальных систем (нейросетей) // Казанская наука. 2023. № 8. С.17–19.

37. Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. Режим доступа: https://s.science-education.ru/pdf/2023/6/33000.pdf.

38. Dr. Afiya Jamal. The Role of Artificial Intelligence (AI) In Teacher Education: Opportunities & Challenges // International Journal of Research and Analytical Reviews (IJRAR). 2023. Т. 10. № 1. С. 139–146.

39. Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование возможностей искусственного интеллекта для преподавания иностранных языков: новая реальность // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 360–363.


Рецензия

Для цитирования:


Полюдова Е.Н. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков: опыт использования в высшем образовании. Открытое образование. 2025;29(4):4-18. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-4-18

For citation:


Polyudova E.N. Artificial Intelligence in Teaching Foreign Languages: Application Trends in Higher Education. Open Education. 2025;29(4):4-18. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-4-18

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)