Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Таксономия учебных целей с позиций ментального подхода

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-46-54

Аннотация

Цель. Цифровая трансформация образования определяет необходимость переосмысления целей и смыслов учебного процессе и, в настоящее время, связана с проблемами современности, расширением роли искусственного интеллекта.

Работа посвящена представлению таксономии учебных целей с позиций ментальной модели мышления, позволяющую проектировать новые образовательные результаты при цифровой трансформации образования.

Методология и методы. В отличие от таксономии Блума, главной целью современного образования является формирование и развитие вычислительного мышления. Основой для построения таксономии учебных целей служит ментальный подход, представляющий совокупность принципов и стратегий организации образовательного процесса, нацеленных на формирование и развитие когнитивных способностей обучаемого. Для выявления сущности вычислительного мышления применяется ментальная модель мышления, в которой когнитивные функции определяются механизмами восприятия, запоминания, структурирования и извлечения информации. В этой модели знания представляют структурную совокупность ментальных образов, ментальных схем и ментальных моделей с опорой на 1, 2, и 3-ю сигнальные системы.

Результаты. Рассмотрение ментальных особенностей современного человека в цифровом обществе, определение 3-й сигнальной системы в связке «человек + ИКТ + искусственный интеллект», в которой основную роль играют ментальные схемы и ментальные модели, позволило сформулировать этапность целевых установок образовательного процесса в виде таксономии учебных целей.

Таксономия учебных целей начинается с заданием ментальной энтропии – как предметным полем будущей профессиональной деятельности специалиста, содержащим вопросы, задачи и проблемы. Они могут быть сформулированы традиционными учебными целями в виде: знать, уметь, владеть. Конкретизация этих целей приводит к целевым ориентирам по составу, объему и содержанию предметных ментальных образов, ментальных схем и ментальных моделей. Совокупность ментальных образов, схем и моделей представляют знаниевый блок. Параллельно ему задается восходящий целевой блок универсальных когнитивных операций, которыми должен овладеть современный специалист. Вершиной таксономии является вычислительное мышление. На основе ментальной модели мышления выявлена сущность вычислительного мышления и составлен набор универсальных когнитивных операций. Сформирован базовый состав ментальных моделей, определяющих когнитивное поведение человека в цифровом обществе.

Вычислительное мышление – это вид мышления с активацией понятийно–абстрактной и понятийно–машинной надстроек ментальных образов, ментальных схем и моделей в контуре 3–й сигнальной системы.

Заключение. Предложенная ментальная таксономия учебных целей определяет вектор направления цифровой трансформации образования для достижения главного результата – вычислительного мышления. Этапность формирования и качество вычислительного мышления определяется сформированностью набора универсальных когнитивных операций, объемом и содержанием ментальных образов, ментальных схем и ментальных моделей предметной области.

Об авторе

Н. И. Пак
Rрасноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

Николай Инсебович Пак - д.п.н., профессор

Красноярск



Список литературы

1. Пройдаков Э. М. Большой англо-русский толковый словарь по вычислительной технике и информационным технологиям (ВТ и ИТ). М.: РТСофт, 2015.

2. Баженова И.В., Клунникова М.М., Пак Н.И., Пушкарева Т.П., Хеннер Е.К. Кластер дисциплин как платформа развития вычислительного мышления студентов. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. 184 с.

3. Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 49—60.

4. Вайнберг Габриель, Макканн Лорен. Супермышление. Как обходить ментальные ловушки и принимать эффективные решения. М.: ЭКСМО, 2021. 480 с.

5. Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование. 2021. № 25 (5). С. 4–14.

6. Тони Бьюзен Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2108. 208 с.

7. Асауленко Е.В. Искусственный интеллект с позиции ментальных схем // Открытое образование. 2014. № 4. С. 50–54.

8. Шаталов В.Ф. Точка опоры: об экспериментальной методике преподавания. М.: Педагогика, 1987. 158 с.

9. Егидес А.П., Егидес Е.М. Лабиринты мышления или Учеными не рождаются. М.: ACT-Пресс книга, 2004. 320 с.

10. От Павлова до ChatGPT: как LLM перевернули наше понимание мышления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/851836/.

11. Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey. Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. М.: Миф, 2007. 272 с.

12. Пак Н.И. Ментальный подход в образовании. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2025. 148 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пак Н.И. Таксономия учебных целей с позиций ментального подхода. Открытое образование. 2025;29(4):46-54. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-46-54

For citation:


Pak N.I. Taxonomy of Learning Goals from the Position of the Mental Approach. Open Education. 2025;29(4):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-4-46-54

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)