Практико-ориентированная подготовка энергетиков в условиях реализации концепции непрерывного образования
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-22-32
Аннотация
Целью исследования являлся поиск путей обеспечения эффективности подготовки универсальных специалистов энергетических направлений в условиях реализации концепции непрерывного образования посредством практико-ориентированного подхода.
Методы исследования. Для понимания текущих и будущих потребностей энергетической отрасли, особенно с точки зрения развития высшего профессионального образования, в исследовании использовались метод прогнозирования, проведение прямого опроса региональных работодателей энергетических предприятий), анализ потребностей индустриальных партнеров в квалифицированных специалистах. Нормативной базой исследования выступили Указ Президента РФ №204 (2018 г.) и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». Теоретическую базу исследования составляет модель системы непрерывного профессионального образования, адаптированная к подготовке специалистов для энергетической отрасли. Совместное использование этих методов сформировало целостный подход к пониманию кадровых проблем энергетической отрасли и возможностей системы образования в их решении.
Результаты. На основе модели системы непрерывного профессионального образования и результатов анализа потребности рынка труда Республики Карелия спроектирована и реализована практико-ориентированная образовательная программа подготовки специалистов в области энергетики. Работодатели все чаще ищут специалистов, владеющих универсальными навыками, способных решать, как типовые, так и нестандартные задачи и готовых к дальнейшему обучению на протяжении своей трудовой деятельности. Успешное внедрение разработанной образовательной программы основано на совместном сотрудничестве работодателей энергетического сектора и преподавателей университетов. Интеграция отраслевого опыта с теоретическими знаниями, видение перспектив развития отрасли позволили индустриальным партнерам и вузу совместно обеспечить успешное внедрение спроектированной образовательной программы, помогая решить проблему дефицита квалифицированных кадров энергетического сектора экономики в регионах Российской Федерации. В статье представлен опыт кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения Петрозаводского государственного университета по подготовке бакалавров для энергетического сектора экономики. Раскрыта совокупность всех компонентов модели системы непрерывного образования, способствующая подготовке универсального специалиста в области энергетики. Продемонстрированы интегративные качества модели, заключающиеся в возможностях получения студентами вуза высшего и дополнительного профессионального образования, продуктивного сочетания учебы и работы на предприятиях, обеспечения эффективности обучения, что достигается путем вовлечения индустриальных партнеров в образовательный процесс и усиления мотивационной составляющей процесса обучения. Образовательные программы дополнены дисциплинами, формирующими цифровые и инженерные компетенции, внедрены интегративные формы обучения: учебно-профилирующая практика на базе ElectroSkills, стажировки с частичной занятостью, проектная деятельность с решением реальных задач предприятий.
Заключение. Авторами предложены и реализованы новые подходы для формирования профессиональных навыков, необходимых выпускнику вуза. Показана ключевая роль участия индустриальных партнеров в учебном процессе на протяжении всего периода обучения, обозначены существующие проблемы и трудности при реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов, предложены пути устранения выявленных проблем. На конкретных примерах продемонстрировано содержание и способы поэтапной реализации практико-ориентированной образовательной программы подготовки студентов энергетических направлений.
Об авторах
С. М. КулдинаРоссия
Светлана Михайловна Кулдина, Инженер центра производственного и технологического оборудования Физико-технического института,
Петрозаводск.
А. И. Назаров
Россия
Алексей Иванович Назаров, Д.п.н., доцент, заведующий кафедрой общей физики Физико-технического института,
Петрозаводск.
Н. А. Кулдин
Россия
Николай Александрович Кулдин, К.ф-м.н., доцент, заведующий кафедрой энергообеспечения предприятий и энергосбережения Физико-технического института,
Петрозаводск.
Список литературы
1. Андрюхина Л.М., Гузанов Б.Н., Анахов С.В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2023. № 25 (8). С. 12–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-12-48. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54664260.
2. Чурсина А.В. Подготовка кадров для наукоемких производств в системе непрерывного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. № 21 (3). С. 263–268. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-263-268.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.
4. Аналитика. Кадровый вопрос набирает актуальность: свежий взгляд на подготовку газовиков и энергетиков [Электрон. ресурс] // GR NEWS. Между бизнесом и властью. 2024. Режим доступа: https://inlnk.ru/0Qj8RE.
5. Кулдин Н.А. Подготовка электроэнергетиков в современных условиях // Электрические станции. 2018. № 1 (1038). С. 56–59.
6. Туфанов А.О., Резинкина Л.В., Моштаков А.А. Инновационная модель развития регионального научно-технического и инженерного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 4 (44). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8844.
7. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://atlas100.ru/catalog/energogeneratsiya-i-nakoplenie-energii/.
8. Nazarov A.I., Ershova N.Y., Prokhorova E.I., & Ekimova T.A. Network Form Development to Implement Life-Long Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. С. 930–946. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.110.
9. Джарасова Г.С. Непрерывное педагогическое образование: приоритеты и пути решения // Education. Quality Assurance. 2023. № 1 (30). С. 73–80. DOI: 10.58319/2617049320231_73.
10. ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцин». Цифровая кафедра. Приоритет 2030. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://digitalchair.urfu.ru/.
11. Мошкина Е.В., Елаховский Д.В., Назаров А.И. Практика дистанционного обучения физике студентов заочного отделения // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 4 (16). С. 103–118. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3345.
12. Кулик И.А., Соколова И.В. Особенности реализации практико-ориентированного подхода в инженерном образовании в эпоху глобальной цифровизации // Вестник Московского энергетического института. Вестник МЭИ. 2022. № 4. С. 138–143. DOI: 10.24160/1993-69822022-4-13-13-4-134.
13. Прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия на 2025–2029 годы. Интерактивный портал Центра занятости Республики Карелия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://inlnk.ru/NDAwgp.
14. Ходырева Н.Г., Лысакова Ж.А., Агринская С.А. Модель подготовки кадров для энергетической отрасли [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). Режим доступа: https://inlnk.ru/VoB1Q6. DOI: 10.54509/22203036_2021_4_114.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2018 № 144.
16. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383.
Рецензия
Для цитирования:
Кулдина С.М., Назаров А.И., Кулдин Н.А. Практико-ориентированная подготовка энергетиков в условиях реализации концепции непрерывного образования. Открытое образование. 2025;29(3):22-32. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-22-32
For citation:
Kuldina S.M., Nazarov A.I., Kuldin N.A. Practice-Oriented Training of Power Engineers in the Conditions of Realization of the Concept of Continuous Education. Open Education. 2025;29(3):22-32. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-3-22-32