Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Интеграция педагогики и инженерии в современной школе

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-4-11

Аннотация

Цель. Целью статьи является обоснование разработки интегрированной модели педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с решением ключевых задач государства и потребностью общества в подготовке инженерных кадров, разработкой инструментария для развития научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала школьников, стимулирования их мотивации к инженерным профессиям и сфере высоких технологий. На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения инновационных методов обучения, связанных с синтезом разных учебных предметов гуманитарного цикла во взаимосвязи с техническими дисциплинами.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели используется комплексный подход к анализу интеграционных процессов в образовании. Данный подход обеспечивается системой исследовательских методов: описательно-аналитический (анализ источников по теме исследования; обобщение психолого-педагогической литературы; интерпретация данных), метод контекстуального анализа (выявление значения и функции понятия в ситуативной среде, в окружении и взаимосвязи с другими элементами) и эмпирический метод (наблюдение, изучение продуктов деятельности, анализ документации).
Модель интеграции педагогики и инженерии посредством модификации содержания, форм, технологий образовательной деятельности способствует преодолению фрагментарности знаний, установлению глубинных связей между предметами, позволяет субъектам образовательного процесса аккумулировать технологические и гуманитарные знания, выстраивать ценностные ориентиры и культурное поле личности.
Результаты. Раскрывается суть интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. На примере деятельности ОГАОУ «Интеграция» города Томска описываются организационно-педагогические условия развития и проектирования новой образовательной реальности, актуализирующей разработку эффективной модели интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы.
Приводиятся новые формы обучения с использованием современных образовательных технологий: от организации зрелищных, технически сложных соревнований по робототехнике, обучения навыкам проектирования, разработки и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) до методических кейсов по подготовке культуртрегеров из числа педагогов и школьников. Характеризуются этапы и фазы обоснования концепции интегративной модели на основе системного анализа, обеспечивающего реализуемость модели, корреляцию результатов. Для обеспечения контроля и достоверности результатов разработаны критерии и показатели эффективности модели.
Заключение. Применение модели интеграции педагогики и инженерии способствует формированию мотивирующей образовательной среды для профессионального, личностного роста, развития и самореализации обучающихся и педагогов. Реализация межпредметных связей в процессе разработки интегративных программ обучения, включающих новейшие технические достижения в диалоге с социогуманитарными знаниями актуальна не только для школы, но и для вузов, СПО, предприятий как фактор преемственности. Модель интеграции педагогики и инженерии целесообразно распространить на площадках образовательных организаций России. 

Об авторах

О. В. Горских
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии

 



В. П. Сафонова
ОГАОУ "Интеграция"
Россия

заместитель директора с функцией директора



Список литературы

1. Концепция технологического развития на период до 2030 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р).

2. Горских О.В. Разворачивание дискурсивных практик в процессе обучения студентов в техническом вузе // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти. Трансформация образования, науки и производства – основа технологического прорыва: материалы международной научно-методической конференции. В 2 ч., Томск, 26–27 января 2023 года. Том Часть 2. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2023. С. 207-210.

3. Овчинникова В.А., Маркина А.А., Ребрин О.И. Формирование новой образовательной модели подготовки инженерных кадров на примере Уральской передовой инженерной школы // Профессорский журнал. Серия: Технические науки. 2024. № 1(7). С. 21-34.

4. Терентьева Д.В., Насибова А.С. Школа робототехники как инструмент для воспитания инженерных кадров // Современные проблемы проектирования, производства и эксплуатации радиотехнических систем. 2018. № 11. С. 220-221.

5. Королев А.Л. Проектная инженерная деятельность в школьном образовании // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №2 (42).

6. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 152-168.

7. Носков Н.Г., Крузе Б.А., Филипович В.В. Формирование инженерного образовательного пространства в школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 32-41.

8. Ахметгареева Р.К. Педагогические проблемы подготовки линейных инженеров с творческим стилем мышления // Вестник НЦБЖД. 2020. № 1 (43). С. 5-8.

9. Кирьякова А.В. Ценности как социальная доминанта ориентации // Ученые записки Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2002. С. 18-33.

10. Юренкова Л.Р. Формирование творческой составляющей в образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 88-92.

11. Чижов С.В. Соотношение и стратификация целевых сфер педагогического процесса при формировании инженерного мышления специалиста // Научное мнение. 2020. № 4. С. 48-53.

12. Чижов С.В. Духовность и нравственность как базовый элемент современной системы профессионального технического университетского образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 1-1. С. 428-434.

13. Козлова А.Г. Воспитание у обучающихся ценностного отношения к профессии инженера // Воспитание школьников. 2016. № 9-10. С. 48-56.

14. Раитина М.Ю., Горских О.В., Покровская Е.М. Профессионально-проектная подготовка выпускника технического вуза // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2023. № 4(11). С. 67-72.

15. Покровская Е.М., Раитина М.Ю., Горских О.В. Социально-профессиональный профиль выпускника технического вуза: к вопросу конструирования компетентностной модели // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 9-2. С. 142-144.

16. Савинова А.В. Факторы эффективной подготовки инженеров в системе высшего технического образования России // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №3. С. 65–72.

17. Михеев С.А. Дискуссионная подготовка будущих инженеров в виртуальной образовательной среде: опыт эмпирического исследования // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 4. С. 29-41.

18. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (7). С. 24-29.

19. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Казакова У.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей инженерных вузов в процессе дополнительного профессионального образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 104-118.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Горских О.В., Сафонова В.П. Интеграция педагогики и инженерии в современной школе. Открытое образование. 2025;29(5):4-11. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-4-11

For citation:


Gorskikh O.V., Safonova V.P. Integration of Pedagogy and Engineering in a Modern School. Open Education. 2025;29(5):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-4-11

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)