Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Технологии реализации герменевтического подхода к учебному процессу в вузе

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-47-54

Аннотация

Цель исследования. Исследование посвящено проблеме, актуальной для перспектив развития образования, связанной с реализацией герменевтического подхода, позволяющего создавать условия открытого образования, в котором студенты учатся открыто выражать свои свободные мысли и смыслы изучаемых знаний. В связи с этим целью исследования является разработки и обоснование интерактивных и смыслосозидающих технологий эффективной реализации герменевтического подхода к организации учебного процесса в вузе. Смыслосозидающие технологии развивают у студентов способность создавать свои свободные мысли и смыслы о явлениях мира и знаниях о них, а интерактивные технологии дают возможность презентовать свои смыслы, обсуждать их в диалогах и рефлексировать свое развитие.
Материалы и методы. В исследовании использованы следующие методы: анализ различных научных позиций относительно роли герменевтического подхода к учебному процессу в вузе, анализ образовательной практики с позиций оценки необходимости герменевтического подхода к интерактивной образовательной среде, разработка смыслосозидающих и интерактивных технологий, способствующих продуктивности реализации герменевтического подхода к учебному процессу и апробация эффективности разработанных интерактивных и смыслосозидающих технологий в мастер-классах инноваторов университета.
Результаты исследования. Герменевтический подход в исследовании представлен как конструкция привязки адекватных технологий к каждому этапу реализации обучения. Так к этапу отбора содержания образования представлены технологии отбора актуальных ценностей науки и культуры, отражающие динамику развития науки и разные способы объяснения мира, и требующие интерпретации известных ученых в разных областях наук. К этапу методической обработки актуальных на данное время знаний о мире для развития студентов разработаны технологии конструирование вспомогательных знаний, предложение разных способов объяснения знаний, смыслосозидающие технологии, в которых выражается интерпретации методистов и составителей учебников по разным учебным дисциплинам. К этапу герменевтической позиции преподавателя предложены технологии демонстрации многозначности понятий, противоречивости знаний, разные способы понимания мира, смыслосозидающие и интерактивные технологии. Реализация герменевтического подхода студентами в совместной с преподавателем работе предполагается в технологиях оперативности реакции на неожиданный вопрос, создания свободных мыслей, рассуждения над знаниями, создания своих смыслов изучаемых явлений, рефлексии понимания. Этапу созидания студентами авторского смысла разработаны технологи индивидуальных и групповых проектов. На этапе повышения педагогического мастерства использованы инновационные, аналитические, экспериментальные, интерактивные и смыслосозидающие технологии, мастер-классы и конкурсы педагогического мастерства.
Заключение. В исследовании обосновано, что в реализации герменевтического подхода к учебному процессу в высшей школе более продуктивными являются интерактивные и смыслосозидающие технологии. Эти технологии должны быть адекватными каждому этапу процесса обучения. Герменевтический подход к учебному процессу создает условия открытого образования, в котором студенты свободно выражают свои мысли и смыслы к изучаемым знаниям, заданным разными способами объяснения явлений мира. 

Об авторах

А. Н. Нюдюрмагомедов
https://cyberleninka.ru/article/n/smyslosozidayuschie-tehnologii-v-interaktivnoy-obrazovatelnoy-srede-vuza
Дагестанский государственный университет
Россия

Д.п.н., профессор

Махачкала



М. Х. Рабаданов
Дагестанский государственный университет

Д.ф-м.н., профессор, ректор

Махачкала



Список литературы

1. Кобзева Л. В., Шевелева А. И., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия // Материалы X Международной научно-практической конференции (ХХII Всероссийской конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: „забота о себе“ и построение индивидуальной образовательной программы», (Москва 31 октября – 01 ноября 2017г.) М.: Изд-во Ресурс. 252с.URL:https://thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-otkrytom-obrazovanii/ obrazovatelnye-sobytiya-kak-praktika-ponimaniya-i-prinyatiya/ (дата обращения: 25.06.2025).

2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы /А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". 2019. №1(6). [Электронный ресурс]. URL: http://journal. homocyberus.ru /Verbitskiy_AA_1_2019

3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.

4. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной практике // Образование и наука. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-osnovy-pedagogicheskoy-germenevtiki-i-varianty-ee-realizatsii-v-nauchno-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 25.06.2025).

5. Курыло О. В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория нау5. Ки6. . 2018. №5. – с. 18-23 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ germenevticheskiy-podhod-k-sovremennomu-obrazovaniyu (дата обращения: 28.06.2025).

6. Богданова В. О. Методологические основы применения герменевтического подхода в преподавании гуманитарных дисциплин. Часть 1. Основные принципы герменевтики // Социум и власть. 2021. № 4 (90). C. 120-127. DOI 10.22394/1996-0522-2021-4-120-127

7. Пискунова С.И., Виноградова И.Б. Герменевтика как педагогическая технология исследования текстов культуры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Том 8. № 6А. С. 45-53. DOI: 11.34670/AR.2020.46.6.037

8. Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе // Идеи и идеалы. 2010. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-germenevticheskoy-kontseptsii-smysloobrazovaniya-v-protsesse (дата обращения: 28.06.2025).

9. Сущенко О.Т. Реализация идей педагогической герменевтики в контексте гуманизации образовательных технологий // ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 100-103

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 365 с

11. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 313 с

12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.2-е изд. М: Искусство, 1986. 444с.

13. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З.И., Савзиханова М.А. Абдурагимова Л.А. Смыслозодающее образование /Под. ред. профессора А.Н. Нюдюрмагомедова. Махачкала: АЛЕФ, 2021. 176 с.

14. Интерактивные образовательные технологии в высшей школе. / под ред. профессора А. Н. Нюдюрмагомедова. периодическое издание [текст] - Махачкала: Издательство ДГУ, 2013 – 2020.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Нюдюрмагомедов А.Н., Рабаданов М.Х. Технологии реализации герменевтического подхода к учебному процессу в вузе. Открытое образование. 2025;29(5):47-54. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-47-54

For citation:


Nyudyurmagomedov A.N., Rabadanov M.Kh. Technologies for Implementing a Hermeneutical Approach to the Educational Process at a University. Open Education. 2025;29(5):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-47-54

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)