Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Развитие профессионально важных качеств при подготовке ИТ-специалистов в вузе

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-35-46

Аннотация

Цель исследования. Профессионально важные личные качества ИТ-специалиста ценятся на рынке труда наравне с профессиональными компетенциями, поэтому в процессе обучения в вузе важно держать в фокусе внимания их развитие. Цель выполненного исследования – обосновать, реализовать в цифровой образовательной среде и апробировать в учебном процессе технологичный способ мониторинга развития профессионально важных качеств студентов ИТ-направлений в тесной связи с освоением ими профессиональных компетенций. В статье представлен подробный анализ результатов экспериментального обучения, который позволил выявить корреляционные зависимости внутри выделенного множества профессионально важных качеств и оценить влияние уровня их развития на результаты освоения профессиональных компетенций, а также отследить динамику развития личных качеств студента в процессе обучения.
Методы и материалы. На основании анализа разнообразных источников, в том числе, требований рынка труда, авторами выделен и систематизирован набор профессионально важных качеств выпускника ИТ-направления, которые поддаются развитию в процессе обучения. Представлены архитектура образовательной среды и логическая модель хранилища данных, которые позволяют накапливать результаты обучения и развития студентов в удобной для анализа форме. Описана реализация мониторинга взаимосвязанных процессов освоения компетенций и развития профессионально важных качеств в представленной образовательной среде. Выполнен корреляционный анализ результатов обучения и развития, позволивший выявить и оценить с помощью коэффициентов Пирсона зависимости между отдельными составляющими единого процесса подготовки ИТ-специалистов в вузе.
Результаты. В статье представлен пример реализации предложенного способа мониторинга развития профессионально важных качеств в процессе обучения бакалавров направления 09.03.04 «Программная инженерия». В результате корреляционного анализа результатов экспериментального обучения был уточнен базовый набор профессионально важных качеств выпускника ИТ-направления, доказана его безызбыточность и тесная связь каждого из выделенных качеств с профессиональными компетенциями (на примере одной из общепрофессиональных компетенций, за которую отвечают три профильных дисциплины). Также по результатам эксперимента была выявлена положительная динамика развития профессионально важных качеств в процессе обучения, однако отмечено, что этот процесс идёт медленно и неравномерно.
Заключение. Результаты исследования подтверждают актуальность утверждения о значимости профессионально важных качеств в компетентностной модели выпускника ИТ-направления. Предложенный базовый набор личных качеств и способ реализации мониторинга их развития могут быть распространены на различные направления подготовки ИТ-специалистов. Продолжение данного исследования имеет хорошие перспективы для организации процесса целенаправленного развития профессионально важных качеств в процессе обучения, а также для построения индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих личные качества студента. В целом это приведёт к повышению эффективности учебного процесса и окажет положительное влияние на качество подготовки ИТ-специалистов в вузе. 

Об авторах

И. А. Андрианов
Вологодский государственный университет
Россия

К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники



А. М. Полянский
Вологодский государственный университет
Россия

К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники



С. Ю. Ржеуцкая
Вологодский государственный университет
Россия

К.т.н., доцент кафедры автоматики и вычислительной техники



М. В. Харина
Вологодский государственный университет
Россия

старший преподаватель кафедры английского языка



Список литературы

1. Гаврилов А.В., Куликова С.В., Голкина Г.Е. Повышение уровня подготовки IT-специалистов на основе анализа требований рынка труда // Открытое образование. 2019. № 23(6). С. 30–40.

2. Шамсутдинова Т.М., Прокофьева С.В. Оценка практикоориентированности профессиональных образовательных программ при подготовке IT-специалистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 11(1). С. 90–106.

3. Тельнов Ю.Ф., Лебедев С.А., Гаспариан М.С. Проектирование основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Прикладная информатика» на основе профессиональных стандартов // В сборнике «Новые информационные технологии в образовании: инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С. Часть 1. Сборник научных трудов 17-ой Международной научно-практической конференции. 2017. C. 20–26.

4. Плинер В.А., Холодцов В.В. Личностные черты ИТ-специалистов в контексте требований рынка труда // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024 (13). № 7А. С. 78–88.

5. Ермолаева Г.Г. Личностные качества в структуре профессиональных компетенций будущих IT-специалистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3. С. 45–50.

6. Кудинов С.И., Ермолаева Е.Н. Индивидуально-психологические предпосылки самореализации личности специалистов информационных технологий // Известия Саратовского университета. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 215–226.

7. Чернявская В.С. Метакогнитивная компетентность в проектной деятельности студентов информационно-технологических направлений. Владивосток : Изд-во ВВГУ, 2023. 134 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2003. 336 с.

9. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (226). С. 120–132.

10. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №3 (39). С. 86–94.

11. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. 156 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04. Программная инженерия. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090304_B_3_17102017.pdf (Дата обращения: 07.08.2025).

13. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127–135.

14. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008. 14 с.

15. Москалевич Г.Н. Профессиограммы и психограммы как инструмент отбора персонала // Работа и карьера. 2023. № 2(1). С. 16-26.

16. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб: Питер, 2008. 464 с.

17. Андрианов И.А., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарный дистанционный практикум для студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2021. № 2 (25). С. 41–50.

18. Андрианов И.А., Полянский А.М., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Диагностика результатов освоения компетенций в информационной среде обучения студентов ИТ-направлений // Открытое образование. 2023. № 4 (27). C. 17–28.

19. Ржеуцкая С.Ю., Ржеуцкий А.В. Алгоритм классификации учебных заданий в дистанционном практикуме по программированию // Интеллектуально-информационные технологии и интеллектуальный бизнес (ИНФОС): материалы десятой международной научно-технической конференции. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 217–220.

20. Бородачёв С.М. Многомерные статистические методы: учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. 84 с.

21. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 213 с.

22. Шишлянникова Л.М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 1. С. 98–107.


Рецензия

Для цитирования:


Андрианов И.А., Полянский А.М., Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Развитие профессионально важных качеств при подготовке ИТ-специалистов в вузе. Открытое образование. 2025;29(5):35-46. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-35-46

For citation:


Andrianov I.A., Polyanskiy A.M., Rzheutskaya S.U., Kharina M.V. Development of professionally important qualities in the training of IT specialists at the university. Open Education. 2025;29(5):35-46. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2025-5-35-46

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)