Проблема сознания в обучающих системах и средах


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-9-15

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при включении человека в сложноорганизованные обучающие системы и среды. В рамках постнеклассических представлений о функционировании человеческой психики проведен теоретический анализ влияния механизмов сознания на обучение. Показано, что сознание не служит для отражения объективной реальности и получения знаний, а решает задачу конструирования субъективного мира, представляющего собой сумму компромиссов между субъектом и динамическими средами его опыта. Сознание осуществляет селекцию и гармонизацию полезной для обеспечения жизнедеятельности человека информации.

Роль сознания в обучении в значительной мере противоречива и запутана. Оно одновременно является источником поступающей новой информации и искажающим ее фактором, ведет к появлению объективно противоречивой для внешнего наблюдателя и непротиворечивой для рефлексирующего субъекта картины мира. Отмечена важная роль мультимодальности сенсорного опыта человека в процессах взаимодействия сознательной и неосознаваемой форм порождения и обработки знаний. Рассматривается качественное различие между физической реальностью и ее моделью представленной в субъективном мире человека. Постулируется наличие в сознании человека некоторой виртуальной динамической модели. В этой модели мир природы отграничен от человека и противопоставлен ему, являясь источником событий, составляющих содержание его бытия. Граница, выстроенная в сознании, делит конструируемую реальность на внутренний и внешний миры. Они носят различную значимость для субъекта, определяя характер его деятельности. Проведен анализ моделей структуры реальности и действительности в виде картины мира предложенных К. Поппером, К.К. Колиным, Р. Редфильдом, Г. Ротом. Особое внимание уделено нейробиологической модели субъективной реальности В.Я. Сергина, в которой предложена гипотеза автоотождествления, постулирующая вторичный характер осознаваемых человеком сенсорных категорий. Процессы автоотождествления происходят циклически, и их частота определяет темп субъективного времени. Авторами настоящей статьи предложен механизм порождения субъектной среды (мира действительности) в соответствии с которым среда, воспринимаемая человеком, является организованным элементом субъективной реальности, конструируемым организмом в процессе анализа существенных отношений организма и физической реальности. Она представлена в виде координирующихся друг с другом аутопоэтических систем, обеспечивающих включение организма и субъекта в нишу индивидуального существования, является сложноорганизованной эволюционирующей самоорганизующейся системой, возникшей в результате взаимодействия и координации аутопоэтических систем организма. Субъективная реальность является результатом редукции физической реальности в гетеросистемной организации человеческой психики. Показано влияние механизмов сознания на интеграцию человека с искусственными обучающими средами. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности сложных обучающих эргатических систем необходимо учитывать свойства сознательной регуляции субъекта, его зависимость от контекста. Для защиты от деструктивного действия механизмов сознания на обучение целесообразно ограничивать вмешательство пользователя в критические режимы функционирования создаваемой сложной обучающей системы.


Об авторах

С. Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

д.псх.н., профессор,

Санкт-Петербург



А. С. Сергеева
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург
Россия

к.псх.н., старший преподаватель,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Сергеев С.Ф. Психологические аспекты проблемы интерфейса в техногенном мире // Психологический журнал. – 2014. – Том. 35. – № 5.– С. 88–98.

2. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). – СПб.: Печатный двор, 1993.

3. Аллахвердов В.М. Когнитивная психология сознания // Вестник СПбГУ. – Сер. 6. – Вып. 2. – С. 50–59.

4. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. No 6. P. 855–863.

5. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. – ЛГУ, 1981.

6. Куделькина Н.С. Когнитивные эффекты динамического прайминга. Дисс… канд. психол. наук. – СПб., 2009.

7. Науменко О.В. Проявление когнитивного бессознательного при решении вычислительных задач. Дисс… канд. психол. наук. – СПб., 2010.

8. Герберт Ф. Дюна. – АСТ, 2000.

9. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии // Вопросы философии. – 2005. – № 8. – С. 11–21.

10. Metzinger Thomas. The Ego Tunnel: The Science of Mind and the Myth of the Self. – New York: Basic Books, 2009.

11. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. – Центр гуманитарных инициатив; «Университетская книга»; Москва, Санкт-Петербург, 2014.

12. Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. – М.: ЛКИ, 2008.

13. Колин К.К. Структура реальности и феномен информации // Открытое образование. – 2008. – № 5. – С. 56–61.

14. Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. – Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955.

15. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психолог. произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251–261.

16. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946.

17. Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде…»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

18. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Народное образование, 2009.

19. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Человек в предметном и ментальном мире. Существует ли «Объективная действительность»? Неоконченный спор Бора с Эйнштейном // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 62–82.

20. Янова Н.Г., Супрун А.П. Квантовые эффекты в психодиагностике личности // Известия Алтайского государственного университета. – 2006. – № 2. – С. 124–132.

21. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Взаимосвязь квантовой физики и психологии сознания // Психологический журнал. – 2014. – № 6. – С. 69–86.

22. Князева Е.Н. Сознание как синергетический инструмент // Вестник международной академии наук (русская секция). – 2008. – № 2. – С. 55–59.

23. Roth G. Das Gehirn und seine Wirklichkeit. Kognitive Neurobiologie und ihre philosophischen Konsequenzen, Suhrkamp, Frankfurt am Main (1997).

24. Roth G. «Die Konstitution von Bedeutung im Gehirn», in: S. Schmidt (Hrsg.), Gedachtnis, Suhrkamp, Frankfurt am Main (1996).

25. Сергин В.Я. Природа осознания: нейронные механизмы и смысл / Открытое образование. – 2009. – № 2. – C. 33–47.

26. Сергин В.Я. Сознание и мышление: нейробиологические механизмы // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2011. – № 2. – С. 7–34.

27. Коштоянц Х.С. Белковые тела, обмен веществ и нервная регуляция // Труды Института морфологии животных им. А. Н. Северцова. – 1952. – № 6. – С. 7–18.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сергеев С.Ф., Сергеева А.С. Проблема сознания в обучающих системах и средах. Открытое образование. 2016;(3):9-15. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-9-15

For citation: Sergeev S.F., Sergeeva A.S. Problem of consciousness in learning systems and environments. Open Education. 2016;(3):9-15. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-3-9-15

Просмотров: 419

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)