Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-

Полный текст:


Аннотация

Целью исследования является проведение анализа результатов внедрения сетевого образовательного модуля по физике в учебный процесс бакалавриата, осуществляемый с использованием дистанционных образовательных технологий и платформы электронного обучения Blackboard. В современных условиях организация учебного процесса для бакалавров инженерных специальностей ВУЗа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться при комплексном сочетании традиционного очного обучения с возможностями дистанционных образовательных технологий. Для реализации преимуществ такого обучения авторы статьи на протяжении последних четырех лет используют платформу электронного обучения Blackboard, создав на ее основе ряд сетевых образовательных модулей с интегрированной в них балльно-рейтинговой системой оценивания результатов обучения.

Для совершенствования учебного процесса, организованного с использованием дистанционных образовательных технологий, и внесения в него необходимых корректировок, было проведено анкетирование студентов и проанализированы результаты, полученные за последние два года по итогам освоения курса физики. Выборка была сделана для студентов, изучающих курс «Механика и молекулярная физика» на горно-геологическом факультете Петрозаводского государственного университета. Проведено сравнение результатов анкетирования с объективными данными, полученными с помощью инструментов платформы электронного обучения.

Результаты проведенного исследования показали, что удалось организовать систематическую работу студентов в течение семестра по всем предложенным направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивировать обучающихся к освоению физики, а также уменьшить число неуспевающих по этой учебной дисциплине. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания было высоко оценено студентами и позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, в котором сочетались мотивация, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и самооценка.

Результаты работы, позволили осуществить обратную связь между субъектами инновационного образовательного процесса, взглянув на его организацию глазами студентов и преподавателей. Это подтвердило правильность выбранного подхода к комплексной организации учебного процесса с использованием платформы элект- ронного обучения, сетевого образовательного модуля «Механика и молекулярная физика» и балльно-рейтинговой системы оценивания. На основании анализа ответов на вопросы анкеты и результатов работы студентов с сетевым образовательным модулем, спроектированном на платформе электронного обучения Blackboard, были внесены необходимые коррективы в образовательный процесс и предлагаемые оценочные средства. Работу в этом направлении целесообразно продолжить, обобщив результаты обучения для всех инженерных бакалавриатов.


Об авторах

А. И. Назаров
Петрозаводский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, зав. кафедрой общей физики,

Петрозаводск



О. В. Сергеева
Петрозаводский государственный университет
Россия

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,

Петрозаводск



Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета – Федеральный выпуск 5976 (303). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 28.09.2016).

2. Васильев В.Н., Стафеев С.К. Компьютерные информационные технологии − основа образования XXI века. Компьютерные инструменты в образовании. 2002. №1. С. 3–7.

3. Петров А.Е. Технологии дистанционного обучения в системе непрерывного образования. Открытое образование. 2013. № 5. С. 47–51.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под редакцией: Бадарча Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.

5. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Россия на пути к Smart обществу: монография. – М. : НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.

6. Назаров А.И., Сергеева О.В. Сетевой образовательный модуль «Механика и молекулярная физика»: электронное учебное пособие для преподавателей [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=22172#t20c (дата обращения 28.09.2016).

7. Справка Blackboard. URL: http://ru-ru.help.blackboard.com/ (дата обращения 28.09.2016).

8. ФГОС ВО (3+) 05.03.01 Геология (07.08.2014/25.08.2014). Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 №954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.01 Геология (уровень бакалавриата)». URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/050301_geologiya.pdf (дата обращения 28.09.2016).

9. Назаров А.И., Сергеева О.В. Анализ эффективности использования дистанционных образовательных технологий в бакалавриате. Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 3. С. 1–24. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2444 (дата обращения 28.09.2016).

10. Габдулхаков В.Ф. Методология и методы научного исследования: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. – 110 с.

11. Дубровская Л.И., Князев Г.Б. Компьютерная обработка естественно-научных данных методами многомерной прикладной статистики: учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2011. – 120 с.

12. Попов А.И., Пучков Н.П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентностного подхода в обучении. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2016. №2 (60). С. 122–130.


Дополнительные файлы

1. Рисунки к статье
Тема
Тип Данные
Скачать (2MB)    
Метаданные

Для цитирования: Назаров А.И., Сергеева О.В. Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей. Открытое образование. 2016;(6):42-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-

For citation: Nazarov A.I., Sergeeva O.V. The advantages of distance learning technologies: students’ and university lecturers’ views. Open Education. 2016;(6):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-

Просмотров: 613

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)