Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-42-50
Аннотация
Целью исследования является проведение анализа результатов внедрения сетевого образовательного модуля по физике в учебный процесс бакалавриата, осуществляемый с использованием дистанционных образовательных технологий и платформы электронного обучения Blackboard. В современных условиях организация учебного процесса для бакалавров инженерных специальностей ВУЗа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» может проводиться при комплексном сочетании традиционного очного обучения с возможностями дистанционных образовательных технологий. Для реализации преимуществ такого обучения авторы статьи на протяжении последних четырех лет используют платформу электронного обучения Blackboard, создав на ее основе ряд сетевых образовательных модулей с интегрированной в них балльно-рейтинговой системой оценивания результатов обучения.
Для совершенствования учебного процесса, организованного с использованием дистанционных образовательных технологий, и внесения в него необходимых корректировок, было проведено анкетирование студентов и проанализированы результаты, полученные за последние два года по итогам освоения курса физики. Выборка была сделана для студентов, изучающих курс «Механика и молекулярная физика» на горно-геологическом факультете Петрозаводского государственного университета. Проведено сравнение результатов анкетирования с объективными данными, полученными с помощью инструментов платформы электронного обучения.
Результаты проведенного исследования показали, что удалось организовать систематическую работу студентов в течение семестра по всем предложенным направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивировать обучающихся к освоению физики, а также уменьшить число неуспевающих по этой учебной дисциплине. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания было высоко оценено студентами и позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, в котором сочетались мотивация, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и самооценка.
Результаты работы, позволили осуществить обратную связь между субъектами инновационного образовательного процесса, взглянув на его организацию глазами студентов и преподавателей. Это подтвердило правильность выбранного подхода к комплексной организации учебного процесса с использованием платформы элект- ронного обучения, сетевого образовательного модуля «Механика и молекулярная физика» и балльно-рейтинговой системы оценивания. На основании анализа ответов на вопросы анкеты и результатов работы студентов с сетевым образовательным модулем, спроектированном на платформе электронного обучения Blackboard, были внесены необходимые коррективы в образовательный процесс и предлагаемые оценочные средства. Работу в этом направлении целесообразно продолжить, обобщив результаты обучения для всех инженерных бакалавриатов.
Об авторах
А. И. НазаровРоссия
доктор педагогических наук, зав. кафедрой общей физики,
Петрозаводск
О. В. Сергеева
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,
Петрозаводск
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета – Федеральный выпуск 5976 (303). URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 28.09.2016).
2. Васильев В.Н., Стафеев С.К. Компьютерные информационные технологии − основа образования XXI века. Компьютерные инструменты в образовании. 2002. №1. С. 3–7.
3. Петров А.Е. Технологии дистанционного обучения в системе непрерывного образования. Открытое образование. 2013. № 5. С. 47–51.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под редакцией: Бадарча Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
5. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Россия на пути к Smart обществу: монография. – М. : НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.
6. Назаров А.И., Сергеева О.В. Сетевой образовательный модуль «Механика и молекулярная физика»: электронное учебное пособие для преподавателей [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. URL: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=22172#t20c (дата обращения 28.09.2016).
7. Справка Blackboard. URL: http://ru-ru.help.blackboard.com/ (дата обращения 28.09.2016).
8. ФГОС ВО (3+) 05.03.01 Геология (07.08.2014/25.08.2014). Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 №954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.01 Геология (уровень бакалавриата)». URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/050301_geologiya.pdf (дата обращения 28.09.2016).
9. Назаров А.И., Сергеева О.В. Анализ эффективности использования дистанционных образовательных технологий в бакалавриате. Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 3. С. 1–24. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2444 (дата обращения 28.09.2016).
10. Габдулхаков В.Ф. Методология и методы научного исследования: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. – 110 с.
11. Дубровская Л.И., Князев Г.Б. Компьютерная обработка естественно-научных данных методами многомерной прикладной статистики: учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2011. – 120 с.
12. Попов А.И., Пучков Н.П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентностного подхода в обучении. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2016. №2 (60). С. 122–130.
Дополнительные файлы
![]() |
1. Рисунки к статье | |
Тема | ||
Тип | Данные | |
Скачать
(2MB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Назаров А.И., Сергеева О.В. Преимущества дистанционных образовательных технологий – взгляды студентов и преподавателей. Открытое образование. 2016;(6):42-50. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-42-50
For citation:
Nazarov A.I., Sergeeva O.V. The advantages of distance learning technologies: students’ and university lecturers’ views. Open Education. 2016;(6):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-42-50