Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-61-67

Полный текст:


Аннотация

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют от ученика не только осваивать конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных предметов, но и уметь применять эти знания при решении реальных проблем в реальном мире. Поэтому современными образовательными стандартами обоснована важность формирования у учащихся надпредметных умений и навыков. Такие навыки можно назвать универсальными учебными действиями, которые, в свою очередь, обеспечивают еще одну важную компетенцию «научить учиться». Одним из средств формирования и развития универсальных учебных действий является проектно-исследовательская деятельность. Ученые, педагоги, психологи, специалисты в области образования проявляют повышенное внимание к вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Но ряд аспектов по этой проблематике остается недостаточно изученным. Это определяет необходимость научного подхода к созданию модели формирования ключевых компетенций современных школьников. Такая система, с одной стороны, должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам, а с другой, быть легко применимой для любого образовательного учреждения. В данной статье обоснована важность проектно-исследовательской деятельности как одного из средств развития универсальных учебных действий у школьников и представлена модель по их формированию в современной школе. Одним из ключевых элементов представленной модели является создание пространства для взаимодействия и активных форм применения проектного метода – научно-практической конференции с международным участием. В статье детально описана технология создания научной конференции на примере общеобразовательного учреждения Гимназии № 1517, которое проводит это мероприятие ежегодно с 2012 года. Подробно представлены все этапы работы по организации и проведению конференции: регистрация участников, организация работы секций, особенности стендовой сессии конкурса исследовательских и проектных работ, формирование экспертного совета, использование облачных инструментов для совместной обработки контента, курирование работы волонтёров конференции (событийное волонтёрство), привлечение спонсоров и партнеров конференции. Представленная технология, основанная на успешном опыте, несомненно, будет полезна для современных образовательных учреждений.

Об авторах

Е. И. Давыдова-Мартынова
ГБОУ Гимназия № 1517
Россия

кандидат политических наук, руководитель Лаборатории инновационных проектов,

Москва



М. О. Зюзюкова
ГБОУ Гимназия № 1517
Россия

куратор международных образовательных программ,

Москва



Список литературы

1. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 5.

2. Скориченко Г.П. Организация проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Материалы II межмуниципальной научно-практической конференции (г. Братск, 24 марта 2014 года). //Инфоурок. https://infourok.ru/statya-podhodik-prepodavaniyu-obzh-v-sootvetstvii-fgos-913175.html Дата обращения 4.09.2016.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644) (с изменениями на 31 декабря 2015 года)

4. Горбовая В.В., Подгорнов В.Н. Развитие познавательных и коммуникативных УУД кадет через проектную деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnyh-i-kommunikativnyh-uudkadet-cherez-proektnuyu-deyatelnost (дата обращения: 17.06.2016).

5. Колотовкина С.Г. Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №6 (9). С. 34–42.

6. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 2. – С. 18.

7. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 20–21.

8. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. М.: ВАКО, 2014.

9. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //Школьная физика. http://www.alsak.ru/item/alekseev-issledov.html. Дата обращения 06.09.2016.

10. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.51.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюкова М.О. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций. Открытое образование. 2016;(5):61-67. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-61-67

For citation: Davydova-Martynova E.I., Zyuzyukova M.O. Opportunities of the modern school: project-based learning as a tool to form key competencies. Open Education. 2016;(5):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-61-67

Просмотров: 540

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)