Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике)

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-68-76

Аннотация

Настоящая статья посвящена методологическим и методическим задачам проектирования дистанционного курса по лингвистике в магистратуре для российских студентов. Научно-исследовательская значимость проекта заключается в том, что разработанный электронный курс является инновационным воплощением результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. В рамках рассматриваемого проекта планируется перенос коммуникативно-деятельностной концепции обучения в практику дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов и моделирование на этой основе нового образовательного продукта с последующим внедрением в учебный процесс.

Цель исследования: 1) разработать методологию и методику дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 2) описать внутреннюю структуру проекта; 3) показать, какие профессиональные, языковые и речевые компетенции формируются с помощью виртуального кампуса; 4) представить алгоритм трансформации очного лекционного курса в дистанционный; 5) провести педагогический эксперимент, демонстрирующий возможности виртуального кампуса в реализации дистанционного обучения в магистратуре по лингвистике; 6) доказать инновационность и продуктивность дистанционной модели обучения в магистратуре по лингвистике.

Материалы исследования. В качестве материалов исследования послужили: 1) «бумажный» вариант очного лекционного курса; 2) рабочая программа лекционного курса; 3) авторская концепция магистратуры по лингвистике; 4) авторская концепция дистанционного курса по лингвистике; 5) результаты тестирования студен- тов; 6) используемые виртуальные инструменты.

Методы исследования. В процессе эксперимента использовались описательный, проектный, сопоставительный, статистический методы.

Выводы. В процессе проведения эксперимента была доказана инновационность и продуктивность трансформации очного лекционного курса в дистанционный; которая проявляется в следующем: 1) в способности развивать профессиональные, коммуникативные и языковые компетенции студентов; 2) в развитии индивидуальной траектории обучаемого; 3) в расширении социокультурного потенциала; 4) в развитии интеллектуального потенциала обучаемого; 5) в интенсификации учебного процесса. В результате проведения эксперимента 1) описана методология и методика использования дистанционных технологий при организации проектной деятельности магистров-лингвистов; 2). разработан алгоритм построения дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 3) разработаны методология и методика использования информационных технологий в формировании новой модели университетов в России.

Об авторах

С. С. Хромов
Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета
Россия

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и стилистики,

Москва



Т. П. Скорикова
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
Россия

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

Москва



Н. В. Днепровская
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
Россия

кандидат экономических наук, доцент,

Москва



Список литературы

1. Бабанская О.М., Можаева Г.В., Сербин В.А., Фещенко А.В. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете // Открытое образование. Научно-практический журнал. – 2015, № 2. – С. 63–69.

2. Богомолов А.Н. Виртуальная среда дистанционного обучения РКИ: опыт организации учебного процесса в новой образовательной модели // Х11 Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве. Том 3. – Шанхай, 2011. – С. 324–329.

3. Жданова Е.В., Харитонова О.В., Хромов С.С. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного // Вестник УМО «Экономика, статистика и информатика». – 2012. – № 3. – С. 8–16.

4. Lvova O., Kopylovskaya M., Shkapenko T., Khromov S., Udina N., Artyushina G., Baguzina E., Plekhova O., Sheypak O., Kravtsova O., Galiguzova A., Mensh E., Matveeva N., Abramova I., Ananyina A., Shihmolina E., Medvedeva N., Mazaeva I., Korenev A., Tsvetkova N. The magic of innovation. New techniques and technologies in teaching foreign languages. – Newcastle upon Tyne. Cambridge press. – London, 2015

5. Концепция информатизации высшего образования Росийской Федерации (1993). – Доступно на: //http//www.pandia.ru/text/77/305/24712.php

6. Назаренко А.Л. Информатизация образования: синтез традиционного и электронного обучения (опыт создания новой модели лекционного курса) // Открытое образование. Научно-практический журнал. – 2015. № 2 (109). – С. 71–72.

7. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во Лема, 2012. – 208 с.

8. Павлова Т.Б. Информационный ресурс коллективного педагогического сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. – Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во Лема, 2012. – С. 148–153.

9. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Инновации в практике образования. – 2014. – № 8. – С. 68–69.

10. Cкорикова Т.П. Обучение теории и практике межкультурной коммуникации (с использованием виртуальной образовательной среды). – Вестник РУДН. Сер. «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». – 2013, № 2. – С. 136–143.

11. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (2011). – Режим доступа htpp://ru.iite.unesco.org//publications/3214694/ дата обращения 12/12/2014).

12. Skorikova T.P., Khromov S.S., Dneprovskaya N.V. Distance learning in scientific and professional fields of communication (interdisciplinary approach) //Internet Journal of Environmental Science Education V.11 Issue 10, 2016/ – PP. 3467–3476.

13. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Россия на пути к Smart обществу: монография. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.

14. Urintsov A. Individual Learning Trajectories as a Key Educational Tool in the Information Society [Text] A. Urintsov, V. Dik, N. Dneprovskaya // SMART DIGITAL FUTURES. Netherland: Amsterdam: IOS Press BV 2014 pp.652–657

15. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.


Рецензия

Для цитирования:


Хромов С.С., Скорикова Т.П., Днепровская Н.В. Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике). Открытое образование. 2016;(5):68-76. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-68-76

For citation:


Khromov S.S., Skorikova T.P., Dneprovskaya N.V. Distance learning methodology and technique in scientific and vocational communication (on the example of the master’s distance course in linguistics). Open Education. 2016;(5):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-68-76

Просмотров: 1180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)