Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-77-84

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена проблемам организационно-методического моделирования процессов развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций на основе использования Smart-технологий. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов лежат в основе экономического развития общества, при этом основным фактором развития предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи. Предпринимательский задел молодого поколения, созданный за период учебы, обеспечит в последующем десятилетия функционирования бизнеса, приносящего доход не только самому предпринимателю, но и кадровому составу компании и, в целом, стране. Специфика восприятия новым поколением знаний, процесса обучения и формирования профессиональных навыков состоит в том, что их результативность напрямую зависит, а иногда полностью определяется степенью использования инфор- мационно-коммуникационных технологий, причем не только в процессе получения и реализации знаний самими обучающимися, но и в работе самих педагогов. Поэтому действенным и современным инструментом достижения цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся является разработка таких форм работы с учащимися, которые стимулировали бы их интерес к предпринимательству за счет активного использования информационных технологий. Представлена организационно-методическая модель подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения. В значительной степени элементы рассмотренной модели успешно реализованы в РЭУ им. Г.В. Плеханова на факультете  «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства», осуществляющем обучение бизнес-технологиям в актуальных областях знания для информационного общества и современного состояния экономики – бизнес-аналитики, инновационного и креативного бизнеса, антикризисного и риск-менеджмента, технологичного стратегического управления (программы MBA и мини-МВА, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации, курсы профессиональной направленности различной продолжительности; тренинги и мастер-классы). Основная цель - сформировать у слушателей практические навыки и компетенции для управления бизнесом в современных условиях. Реализации цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи должны способствовать совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, создание системы непрерывной подготовки, интеграция общего и дополнительного образования по развитию предпринимательской деятельности и деловой активности в образовательных организациях высшего и среднего уровней образования. Приведен ряд рекомендаций по организации профессионального пространства ИКТ-педагога и применению различных форм работы с обучающимися с целью эффективной передачи знаний, определения их предпринимательского потенциала и развития предпринимательской активности. Современное профессиональное пространство ИКТ-педагога, особенно в таких прикладных направлениях как бизнес-обучение, должно быть ориентировано на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука – практика.

Об авторах

Л. А. Данченок
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

доктор экономических наук, профессор, декан факультета Бизнес-школа Маркетинга и предпринимательства,

Москва



Н. В. Комлева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления информационными системами и программирования,

Москва



Ж. Б. Мусатова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга,

Москва



Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316, с изменениями от 10 августа 2016 г. N 783. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20130408_01

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitiesite-dok.html

4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/8024/

5. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/?action=show&id=17746

6. Доклад o мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Москва, Кремль, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

7. Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.

8. Мелихов В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Креативная экономика, № 4 (28), 2009, С. 42–45.

9. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMART-обучение: основные принципы организации учебного процесса // Открытое образование, 2014, № 1, С. 70–74.

10. Комлева Н.В., Лебедев С.А. Разработка системы подготовки и проведения комплекса мероприятий по развитию творческих способностей и профильному обучению в сфере ИТ для образовательных организаций города Москвы. Тезисы XVI международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования) 02–03 февраля 2016 года.

11. Мхитарян С.В. Клиентская аналитика в современном маркетинге // Проблема конвергенции математических и экономических знаний: cборник научных статей участников ежегодной Международной научно-методической конференции «Гармонизация образовательной и научной деятельности как направление стратегического развития вузов» – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2015 – С. 55–59.

12. И. И. Скоробогатых, Ж. Б. Мусатова. СМАРТ-маркетинг: технологии, инструменты, оценка эффективности // Казанский экономический вестник. – 2015. – №5(19). – С. 92–96.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Данченок Л.А., Комлева Н.В., Мусатова Ж.Б. Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий. Открытое образование. 2016;(5):77-84. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-77-84

For citation: Danchenok L.A., Komleva N.V., Musatova Z.B. The development of entrepreneurial capacity and business activity of students of educational establishments using information and communication technologies. Open Education. 2016;(5):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-77-84

Просмотров: 450

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)