Уровни управления знаниями при разработке электронных курсов
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-20-26
Аннотация
Развитие управления знаниями с самого начала было тесно связано с электронным обучением. Электронное обучение входит в инструментальный аппарат управления знаниями, который широко применяется в компаниях и университетах для распространения знаний.
В системе менеджмента образования методы управления знаниями применяются для решения задач инновационного развития учебных заведений. Вершиной управления знаниями является поддержка инновационной активности преподавателей и исследователей. В университете примером инновационной активности выступает разработка электронных курсов. Электронный курс, содержащий в себе результаты научной и методической работы преподавателей и исследователей, является завершенным инновационным продуктом университета. Сами технологии и методы электронного обучения давно стали обыденным средством поддержки учебного процесса для ведущих университетов в России и в мире. Научная новизна исследования заключается в определении уровней управления знаниями при разработке электронных курсов. В статье рассматриваются уровни управления знаниями в электронном обучении: индивидуальный, командный, университетский, межуниверситетский и глобальный. В академической среде сложилась парадоксальная ситуация, в которой многие университеты готовы поддерживать свободный доступ к своим образовательным материалам через платформы открытых образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн курсов, однако разработка межуниверситетских курсов чаще всего является инициативой самоорганизующихся авторских коллективов. Развитие каждого из уровней управления знаниями в университете служит основной для полноценной работы на более высоком уровне. Определение уровней управления знаниями в университете позволяет сформировать комплексную стратегию по развитию электронного обучения, направленную на создание электронных курсов и развитие электронного обучения, что чрезвычайно важно в условиях глобального информационного пространства.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ДнепровскаяРоссия
кандидат экономических наук, доцент
Москва
И. В. Шевцова
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Москва
Список литературы
1. Янг Р. Интервью // Управление знаниями вокруг света. 9 интервью представителей бизнеса, власти и академической науки. М.: Росатом, 2016. С. 100–117.
2. Россия на пути к Smart-обществу: монография / под ред. Проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с.
3. Комлева Н.В. Комплексный подход к организации системы онлайн обучения в современном университете [Текст] Н.В. Комлева, С.А. Лебедев, А.С. Молчанов // Открытое образование. 2015. № 4 (111). С. 58–61.
4. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т.1. № 11. С. 9–13.
5. Хромов С.С., Гуляева Н.А., Апальков В.Г., Никонова Н.К. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе (уровень А1, А2) // Открытое образование. 2015. № 2 (109). – С. 75–81.
6. Днепровская Н.В. Понятийные основы концепции смарт-образования [Текст] Н.В. Днепровская, Е.А. Янковская, И.В. Шевцова // Открытое образование, 2015, № 6 С. 43–51.
7. Jeong, J-S., Kim, M. and Yoo, K-H. (2013) “A Content Oriented Smart Education System based on Cloud Computing”, International Journal of Multimedia and Ubiquitous Engineering Vol.8, No. 6 (2013), pp 313–328.
8. Лавренова Е.В. Разработке учебного технологического пакета «новые технологии» для организации проектной деятельности бакалавров (на примере учебного модуля «Промышленное производство») [Текст] Е.В. Лавренова // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 146–149.
9. UNESCO (2016) “Open Educational Resources: Policy, Costs and Transformation UNESCO and Commonwealth of Learning” [online] UNESCO http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002443/244365e.pdf
10. Алтухова Н.Ф. Применение технологий управления знаниями для поддержки эффективности ИТ компаний [Текст] Н.Ф. Алтухова, М.Д. Золотухина, М.М. Лукина, Н.М. Подольская // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 6. С. 14–24.
11. Mentaz, G., Apostolou, D., Abecker, A. and Young, R. (2003) “Knowledge asset management”, Springer; London.
12. Славин Б.Б. Информационные технологии и инновации [Текст] Б.Б. Славин // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2015. № 2 (15). С. 28–37.
13. Нефедов Ю.В. Управление знаниями в парадигме современной нейробиологии [Текст] Ю.В. Нефедов, М.А. Афанасьев // Прикладная информатика. 2016. Т. 11. № 1 (61). С. 135–141.
14. Porterfield, D. (2013) Let’s make 2013 the year of seminar” [online] The chronicle of higher education. The digital campus http://www.ferris.edu/HTMLS/online/facultyresources/documents/Resources/TheDigitalCampus2013.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Уровни управления знаниями при разработке электронных курсов. Открытое образование. 2017;(1):20-26. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-20-26
For citation:
Dneprovskaya N.V., Shevtsova I.V. The knowledge management levels in the development of online courses. Open Education. 2017;(1):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-1-20-26