Preview

Открытое образование

Расширенный поиск

Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании

https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33

Аннотация

Базовая компьютерная подготовка является важной составной частью фундаментальной подготовки инженеров для лю- бой прикладной области. В статье показано, что целью такой подготовки всегда являлось формирование базовых теоретических представлений и практических навыков, необходимых для решения задач с применением ЭВМ путём их программирования.

На примере национального исследовательского университета «Московский Энергетический Институт» (НИУ МЭИ) проанализированы все периоды становления и последующего совершенствования базовой компьютерной подготовки. Подчёркнута особая роль технологии структурного программирования, применение которой позволяет эффективно разрабатывать легко понимаемые алгоритмы и программы для ЭВМ, содержащие минимальное число ошибок.

Особое внимание обращено на серьёзную методическую поддержку в 80-е годы прошлого столетия базовой компьютерной подготовки студентов со стороны Минвуза СССР и Научно-исследовательского института проблем высшей школы. Подчёркнута важная роль методических Советов вузов по применению вычислительной техники, координировавших в те годы и базовую компьютерную подготовку внутри вуза. Представлена разработанная тогда же в НИУ МЭИ на кафедре Прикладной математики, ведущей базовую компьютерную подготовку студентов на 1–2 семестрах, новая методика преподавания основной дисциплины базовой компьютерной подготовки с общепринятым сегодня наименованием «Информатика». «Точкой отсчёта» в этой методике являются такие фундаментальные понятия программирования как «задача – метод её решения – алгоритм решения задачи – программа для ЭВМ».

Исходя из этого, задачами основной дисциплины базовой компьютерной подготовки «Информатика», актуальными и сегодня, были определены:

– формирование у студентов формально-логического, алгоритмического мышления;

– освоение современной технологии структурного программирования, обеспечивающей эффективную разработку алгоритмов и программ для ЭВМ;

– формирование практических навыков проектирования алгоритмов любой сложности; – освоение одного из процедурно–ориентированных языков программирования.

В статье проанализированы и некоторые негативные моменты, связанные с базовой компьютерной подготовкой и проявившиеся в последние 15–20 лет в НИУ МЭИ и в других высших технических учебных заведениях России, среди которых:

– попытки субъективного выхолащивания сути, изменения цели и содержания базовой компьютерной подготовки и даже её подмена другими, «маловразумительными» по содержанию, дисциплинами;

– отсутствие унифицированной Программы дисциплины «Информатика» для высших технических учебных заведений России;

– непонимание специфичности очень интенсивного труда преподавателей, ведущих такую подготовку, и недооценка этого труда;

– явно недостаточный и сегодня уровень начальной компьютерной подготовки выпускников средней школы (в статье приводятся ре- зультаты регулярного анкетирования первокурсников НИУ МЭИ, свидетельствующие об этом);

– отсутствие методического взаимодействия высших технических учебных заведений России между собой и со средней школой по вопросам базовой компьютерной подготовки.

Подчеркнуто, что базовая компьютерная подготовка в инженерном образовании в России будет и в обозримой перспективе осуществляться в исторически сложившемся, классическом её понимании, если стране, по-прежнему, будут необходимы квалифицированные инженеры, способные логически мыслить и эффективно решать любые поставленные перед ними профессиональные задачи.

Об авторе

О. Г. Архипов
Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт»
Россия

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика»,

Москва



Список литературы

1. Комплекс учебно-методических документов системы непрерывной подготовки студентов высших учебных заведений в области применения вычислительной техники. – М.: Министерство высшего и среднего специального образования СССР. 1987. – 168 с.

2. Чуркина Л.В., Перевезенцева Е.С., Котарова И.Н. Технология разработки структурированных алгоритмов. Учебное пособие. – М.: МЭИ. 1988. – 100 с.

3. Котарова И.Н., Глаголев В.Б. Основы технологии разработки алгоритмов. Учебное пособие. – М.: МЭИ. 1989. – 72 с.

4. Сборник задач по базовой компьютерной подготовке. Учебное пособие / Зубов В.С., Котарова И.Н., Архипов О.Г. и др. – М.: МЭИ. 1998. –178 с.

5. Архипов О.Г. Базовая компьютерная подготовка в инженерном образовании сегодня// Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2016 (Москва, 12–13 апреля 2016 г.). – М.: Издательский дом МЭИ. 2016. – С. 37–42. ISBN 978-5-383-00939-0

6. Архипов О.Г. Учебная программа по дисциплине ИНФОРМАТИКА для направления 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика. – М.: МЭИ. 2016. – 14 с.

7. Привалов А. О том, что сталось со школой. //Эксперт, 2015. – № 17. – С. 10–11.


Рецензия

Для цитирования:


Архипов О.Г. Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании. Открытое образование. 2016;(6):27-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33

For citation:


Arkhipov O.G. State and prospects of basic computer training in engineering education. Open Education. 2016;(6):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33

Просмотров: 1145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)