Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33
Аннотация
Базовая компьютерная подготовка является важной составной частью фундаментальной подготовки инженеров для лю- бой прикладной области. В статье показано, что целью такой подготовки всегда являлось формирование базовых теоретических представлений и практических навыков, необходимых для решения задач с применением ЭВМ путём их программирования.
На примере национального исследовательского университета «Московский Энергетический Институт» (НИУ МЭИ) проанализированы все периоды становления и последующего совершенствования базовой компьютерной подготовки. Подчёркнута особая роль технологии структурного программирования, применение которой позволяет эффективно разрабатывать легко понимаемые алгоритмы и программы для ЭВМ, содержащие минимальное число ошибок.
Особое внимание обращено на серьёзную методическую поддержку в 80-е годы прошлого столетия базовой компьютерной подготовки студентов со стороны Минвуза СССР и Научно-исследовательского института проблем высшей школы. Подчёркнута важная роль методических Советов вузов по применению вычислительной техники, координировавших в те годы и базовую компьютерную подготовку внутри вуза. Представлена разработанная тогда же в НИУ МЭИ на кафедре Прикладной математики, ведущей базовую компьютерную подготовку студентов на 1–2 семестрах, новая методика преподавания основной дисциплины базовой компьютерной подготовки с общепринятым сегодня наименованием «Информатика». «Точкой отсчёта» в этой методике являются такие фундаментальные понятия программирования как «задача – метод её решения – алгоритм решения задачи – программа для ЭВМ».
Исходя из этого, задачами основной дисциплины базовой компьютерной подготовки «Информатика», актуальными и сегодня, были определены:
– формирование у студентов формально-логического, алгоритмического мышления;
– освоение современной технологии структурного программирования, обеспечивающей эффективную разработку алгоритмов и программ для ЭВМ;
– формирование практических навыков проектирования алгоритмов любой сложности; – освоение одного из процедурно–ориентированных языков программирования.
В статье проанализированы и некоторые негативные моменты, связанные с базовой компьютерной подготовкой и проявившиеся в последние 15–20 лет в НИУ МЭИ и в других высших технических учебных заведениях России, среди которых:
– попытки субъективного выхолащивания сути, изменения цели и содержания базовой компьютерной подготовки и даже её подмена другими, «маловразумительными» по содержанию, дисциплинами;
– отсутствие унифицированной Программы дисциплины «Информатика» для высших технических учебных заведений России;
– непонимание специфичности очень интенсивного труда преподавателей, ведущих такую подготовку, и недооценка этого труда;
– явно недостаточный и сегодня уровень начальной компьютерной подготовки выпускников средней школы (в статье приводятся ре- зультаты регулярного анкетирования первокурсников НИУ МЭИ, свидетельствующие об этом);
– отсутствие методического взаимодействия высших технических учебных заведений России между собой и со средней школой по вопросам базовой компьютерной подготовки.
Подчеркнуто, что базовая компьютерная подготовка в инженерном образовании в России будет и в обозримой перспективе осуществляться в исторически сложившемся, классическом её понимании, если стране, по-прежнему, будут необходимы квалифицированные инженеры, способные логически мыслить и эффективно решать любые поставленные перед ними профессиональные задачи.
Об авторе
О. Г. АрхиповРоссия
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика»,
Москва
Список литературы
1. Комплекс учебно-методических документов системы непрерывной подготовки студентов высших учебных заведений в области применения вычислительной техники. – М.: Министерство высшего и среднего специального образования СССР. 1987. – 168 с.
2. Чуркина Л.В., Перевезенцева Е.С., Котарова И.Н. Технология разработки структурированных алгоритмов. Учебное пособие. – М.: МЭИ. 1988. – 100 с.
3. Котарова И.Н., Глаголев В.Б. Основы технологии разработки алгоритмов. Учебное пособие. – М.: МЭИ. 1989. – 72 с.
4. Сборник задач по базовой компьютерной подготовке. Учебное пособие / Зубов В.С., Котарова И.Н., Архипов О.Г. и др. – М.: МЭИ. 1998. –178 с.
5. Архипов О.Г. Базовая компьютерная подготовка в инженерном образовании сегодня// Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация инженерного образования» – ИНФОРИНО-2016 (Москва, 12–13 апреля 2016 г.). – М.: Издательский дом МЭИ. 2016. – С. 37–42. ISBN 978-5-383-00939-0
6. Архипов О.Г. Учебная программа по дисциплине ИНФОРМАТИКА для направления 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика. – М.: МЭИ. 2016. – 14 с.
7. Привалов А. О том, что сталось со школой. //Эксперт, 2015. – № 17. – С. 10–11.
Рецензия
Для цитирования:
Архипов О.Г. Состояние и перспективы базовой компьютерной подготовки в инженерном образовании. Открытое образование. 2016;(6):27-33. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33
For citation:
Arkhipov O.G. State and prospects of basic computer training in engineering education. Open Education. 2016;(6):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-27-33