Оценка эффективности педагогической модели смешанного обучения по курсу «БЖД»


https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-34-41

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена оценке качества педагогической модели смешанного обучения обучающихся по курсу «БЖД» в НГТУ. Сделан выбор используемых технологий, форм, активных и интерактивных методов, использующихся в учебном процессе, средств обучения, разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения, проведена оценка качества обучения по модели смешанного обучения согласно процессному подходу.

Цель исследования состояла в оценке качества модели смешанного обучения по курсу БЖД в группах студентов с различным соотноше- нием аудиторной и электронной составляющей курса.

В эксперименте принимали участие 2 группы обучающихся: 1-я экспериментальная группа (152 чел.) – студенты всех направлений подготовки, обучающиеся по курсу «БЖД» с использованием смешанного подхода. Технологии электронного обучения использовались для обеспечения доступа к информационным ресурсам (электронным учебно-методическим комплексам по дисциплине, размещенных в электронной образовательной среде Вуза), организации самостоятельной работы, отправке преподавателю курсовых и контрольных работ, прохождения промежуточного и итогового тестирования с целью мониторинга оценки качества знаний. Смешанное обучение по моде- ли такого рода («обучение с web-поддержкой») отличается добавлением электронных образовательных ресурсов без сокращения часов на традиционную составляющую.

2-я экспериментальная группа (164 чел) – студенты, обучающиеся по курсу «БЖД» по комбинированной модели. 80% учебного времени студенты использовали дистанционные технологии для самостоятельного обучения согласно учебным планам Личное общение («лицом к лицу») с преподавателем осуществлялось во время сессии. С помощью модуля Тестирование электронной среды протестированы обучающиеся двух групп, принимавших участие в эксперименте (итоговый контроль). В порядке оценки качества модели смешанного обучения использовался процессный подход.

Эффективный метод анкетирования использовался для проведения самоанализа педагогической деятельности. Были выделены некоторые показатели мониторинга мнений, обучающихся о качестве процесса обучения по смешанной модели, оформленные в виде вопросов анкеты.

В педагогической модели смешанного обучения по курсу «БЖД» представлена структура педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты. Выбор технологий, форм, активных и интерактивных методов, использующихся в учебном процессе, средств обучения сделан, разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения, проведена оценка качества обучения согласно процессному подходу, приведены результаты освоения курса БЖД в двух группах обучающихся.

Показано, что результаты освоения курса БЖД при различных структурных моделях смешанного обучения практически одинаковы. Выявлено, что для успешного освоения темы «Электробезопасность» требуется использование лабораторных стендов и тренажеров, а также дополнительная проработка во время сессионных занятий в аудитории. Показано, что для проведения самооценки смешанного обучения применим процессный подход, выявляющий область, подлежащую улучшению. Получены высокие показатели удовлетворенности качеством обучения по смешанной модели в обеих группах. Высокий уровень удовлетворенности качеством электронной среды обучения и размещенных в ней электронных ресурсов способствует организации обучения в удаленном доступе.


Об авторе

М. В. Леган
Новосибирский государственный технический университет
Россия

кандидат биологических наук, доцент кафедры Безопасности труда, зав. учебно-методическим отделом института дистанционного обучения,

Новосибирск,

Legan_m@edu.nstu.ru



Список литературы

1. Rosett A., Vaughan F. Blended learning // CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton. – 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57.

2. Means B., Toyama Y., Murphy R., Bakia M., Jones K. Evaluation of evidenced-based practices in online learning: a Meta-analysis and review of online learning studies/ U.S. Department of Education,2010.URL:http://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidance-basedractices/finalreport.pdf

3. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития, №7, 2013. – С. 61–65.

4. Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения студентов на базе системы дистанционного обучения.//Высшее образование в России», №4, 2014, с.136–14.

5. Профессиональная педагогика: учебн. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям/под. ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – 3-е изд., перераб. – М.: ЭГВЕС, 2009.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-метод. пособие. – Минск: Тетрасистемс, 2011. – 224 с.

7. Казанская О.В., Леган М.В., и др. Электронное обучение в техническом университете // учебное пособие, Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. –141 с.

8. Синх М. Глобальные тенденции развития систем признания неформального и спонтанного обучения [Электронный ресурс] / М. Сингх, М., 2009. − Институт развития обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО). – Режим доступа: http://www.cvets.ru/present-08091209/Singh.pdf

9. Kapp Karl M., O’Driscoll Tony. Learning in 3D: Adding a New Dimension to Enterprise Learning and Collaboration // Published by Pfeiffer. An Imprint of Wiley, 2010. – 419 pр.

10. Самойлов В.А., Семкина Т.А. UNIQUE – Европейский знак качества в e-Learning // Высшее образование в России. 2008. № 11. – с. 50–56.

11. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества Рекомендации по улучшению деятельности. – 45 с.

12. Watson P., 2000. Applying the European Foundation for Quality Management (EFQM) Model// Gornal of the Association of Building Engineers. – V.75 (4). – Рр.18–20.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леган М.В. Оценка эффективности педагогической модели смешанного обучения по курсу «БЖД». Открытое образование. 2016;(6):34-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-34-41

For citation: Legan M.V. Evaluation of quality of pedagogic model for blended learning on course “Life safety”. Open Education. 2016;(6):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-6-34-41

Просмотров: 501

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)